Не видела подобной темы, но если я ошибаюсь, то заранее прошу прощения, а также объединить тогда с уже существующей.
К чему я эту тему завела? А к некому ощущению опустошенности от бесконечных миров Лукьяненко, где многообразие в количестве и мелкодонность в качестве.
Но по порядку...
_________________________________________
Сделала тут накануне неправильную вещь.
Прочитала "Чистовик" Лукьяненко и сразу же за этим посмотрела фильм Мела Гибсона «Апокалипто»
Вот Лукьяненко говорит, что пишет о Идущих людях, что мол неважно куда идти, важно куда-нибудь да идти. Ой, ну как неправ.
Как идти - это неважно, тут разнообразие важнее, а вот куда очень даже важно. Без этого куда, никуда на самом деле не придешь.
И настолько стало явным для меня то, что я раньше только чувствовала, что не могу не поделиться.
Что есть фантастика? Другой мир. Мир, который мы никогда не увидим, мир, который мы хотим или боимся, желаем хоть на минуту увидеть, но одновременно почти всегда не отрываясь от теплого дивана/кресла.
Первое, что всегда меня поражало начиная с "Евгения Онегина" - это как описав что-то цельное автор почти сразу же пытается это цельное разрушить, уничтожить.
Меня жутко возмущало дурацкое превращение из обаятельного Онегина в тряпку у ног Татьяны. Зачем? Кому это нужно? Все равно они оба ничегошеньки не поняли, не простили и не обрели.
Пустота, бессмысленность, но понимаешь ли вот так оно логично и поэтому show must go on...
Открываю "Чистовик". Ну любимые отступления про то, как лучше носки снимать в поезде - это ладно. Хотя все это интересно и расслабляюще, когда на фоне чего-то действительно захватывающего.
Что же мы имеем? Практически пересказ событий и персонажей из "Черновика" вплоть до середины книги.
Тоска. Для меня тоска, т.к. я "Черновик" читала и даже помню, что там было.
Идем дальше. Куда, зачем как всегда не важно... но идем, а потому ощущение такое, что надо бы все-таки дойти, дочитать, дожевать эту манную кашу.
И вот мы доходим до опять "судьбоносных событий".
Что мы видим? Кучу убогих миров, построенных на одной идее, зацикленных и ограниченных.
Это все равно, что пройтись по палате искалеченных - вот тут у всех нет правого уха, а тут у всех нет одной ноги и т.д.
Все разложено по полочкам и объяснено почему так, но ощущение неправильности, не просто невероятности, но какой-то вычищенной до блеска убогости "при параде" просто не оставляет. Может поэтому Лукьяненко так любит сводить в конце все к существованию неких Музееев бытия?
И куча презрения. Куда бы ни ступал ГлавГерой, везде он слету обнаруживает ну как диковинно-неверно живут люди, а вот он-то уж конечно, знает где правда. Ну конечно, у него же супер-зрение и др.спец.способности.
Вот живут они там и ничегошеньки о своей жизни не знают, а вот он сейчас придет и сразу не просто расскажет как правильно жить-то на земле (или где еще - неважно, он все знает и как не на земле жить тоже), да что там расскажет - он сразу примером пронзит суть бытия!
Самое интересное, что когда он добирается куда-нибудь там повыше (обычно), то сам стоит как дурак с мытой шеей и удивленно хлопает глазами. Так чего же ты милый всю книгу пыжился и из себя что-то строил?
_________________________________
Почему же я пишу это?
"Апоколосто"... Живой мир. Живые люди, полные любви, надежд, страхов. Они совсем другие, не такие как мы, они все время готовы к смерти и не знают, где правда.
И главный герой не чужак, а местный настолько, что когда он смотрит на мир удивленно-жадными глазами, мы невольно начинаем вместе с ним втягивать в себя с невероятной скоростью, засасывать, зажевывать этот мир во всем его многообразии.
А мир действительно многообразен.
Многие из нас читали что-нибудь про индейцев. И обычно там было вот это самое презрение и музейность-логичность-убогость. И правда всегда на коне и впереди. И в основном наша белая правда, правда белого современного человека.
Но не было мира, живого мира, который не хочется разрушить, а хочется изменить к лучшему, помочь ему, не убивая;
с живыми людьми, другими, абсолютно не такими как мы, но которых хочется понять, а не поучать свысока, у которых хочется научиться их жажде жить, их умению жить.
И не так что "Ну вот надо же какие придурки, но и у них можно чему-то научиться". А с настоящим восхищением, признавая, что и ты сам в этом мире просто никто, а все эти люди как говорил товарищ Сухов может быть в первую очередь "великая ценность"
Ведь этот мир - это то, что нужно открывать постоянно. И хочется открывать несмотря на все ужасы вокруг, потому что ты подсознательно понимаешь, что ВОТ ОНА НАСТОЯЩАЯ ФАНТАСТИКА.
Вообразить себе мир без электричества и других благ.может каждый, например когда сидит со свечкой, когда Чубайс опять свет вырубил. С разной степенью детальности и логичности, но можно.
И мир этих индейцев - это не просто современный пикник без удобств.
Это другой мир, потому что он отличается прежде всего людьми.
_______________________________
Куда подевалась из нашей фантастики русской вообще вероятность сомнения?
ГлавГерои что твой Рэмбо шпилят по всем закоулкам Вселенной с непробиваемой тяпкой самоуверенности, оттененной чуток самоиронией, что дела не меняет... и если сомневаются хоть в чем-то то лишь на миг, так, для порядка... но потом опять перышко в заднице и ветер в ушах.
И бессмысленность в голове.
А потому их всегда ждут Музеи в конце, потому что если ты внутри САМ статичен, если прямой как шпала, то тебя надо либо на рельсы, либо в музей.
Это только у живый людей есть живой мир... а у героев - Музеи.
NewLeaX
Регистрация: 13:47:59 - 19.09.2007OFFLINE Активность: 07:32:20 - 16.10.2008