Отправлено 22:59:14 - 01.11.2008
Лекция № 1 - "Фабула и сюжет"
Тогда, на конкурсе, привлекло внимание слово - ФАБУЛА, которое я слышал, но в упор не помнил, что это значит. Я, естественно, полез искать определение и инет мне предоставил варианты ответа. Все бы хорошо, а оказалось что вопрос значительно шире и интереснее. Ведь мало видеть и заучить определение слова, надо понять его суть. А оказалось, что тут целая глава о творческом мастерстве, выключенная в одном лишь слове. Я читал и думал, потом беседовал с людьми не причастными к писательству, разве что, как читатели, и хотел донести до них свои выкладки.
Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Я прочитал это определение, вроде все понятно, а потом решил глянуть определение слова - Сюжет!
Сюжет от франц. (sujet — предмет) — в литературе, драматургии и кино — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.
Мне показалось, что эти 2 определения совершенно одинаковы, поэтому стал читать дальше:
Содержание понятия
В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей.
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором — «сюжетом».
Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.
Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета».
Тут я запутался, очень похожие определения, фабула в сюжете, а сюжет в фабуле, капец!
Стал размышлять на примерах, что бы выделить, что мне из этого описания кажется наиболее логичным и какие примеры можно привести, что бы придать мысли образную и понятную форму. Помогли эти слова: термином «фабула» обозначают то, что сохраняется, как «основа» или «ядро» повествования, меняясь по изложению.
То есть фабула – это ядро и основа произведения, иначе говоря, основная идея, которую автор раскрывает по ходу событий в своем рассказе. А вот именно этот ход событий и есть сюжет.
Стоит задуматься. Много ли рассказов на форуме содержали фабулу и грамотно построенную сюжетную линию? Я решил ткнуть пальцем в последние 3 конкурса и выбрал рассказы занявшие первые места: "Л - значит лопата" - NaGaN, "Проект Бог"- srvr4vr, "Театр для одного" - Kofa. И рассмотреть их с точки зрения фабулы и сюжета, как их вижу сам, кроме того это хороший пример для практической работы.
"Л - значит лопата" - NaGaN. Фабулы, т.е. идеи я не увидел никакой, но рассказ занял первое место, почему? Тут удачная и одновременно не удачная работа автора с сюжетом. Наган построил описания и события в отрезке жизни главного героя так, что они понятны читателю просто и легко, герою сопереживают, его понимают, так как вызываются ясные и четкие ассоциации. Вот там он играл ту песню, хотя о том ,какая же песня не слова, но каждый читатель, прочувствовав атмосферу рассказа придумал свою. Тут главный герой не уделяет внимания своей девушке и тратит деньги не туда, куда бы она хотела, так как у него цель купить гитару (лопату) – это поймет каждый, ведь у всех нас есть свое хобби и пристрастия, ради которых мы способны забыть о чувствах близких. И есть еще много примеров, да весь рассказ сплошной пример вызова правильных ассоциаций у читателя. При чем узкий диапазон ассоциаций, правильно заданный, так что бы подумали именно о том, что надо, а не о чем-то лишнем. О чем это говорит? О удачно построенном сюжете? Нет. О чем хотел сказать автор? О муках творчества? О Хобби? О расставании с девушкой? Об удаче на концерте и стремительном крахе мечты? Приходится выискивать и догадываться, кому это скажите надо? Небрежно, бессмысленно набросанные события, но каждое по отдельности трогающее понятностью чувств, при этом не видно фабулы, то о чем автор хотел сказать своим рассказом.
"Проект Бог"- srvr4vr, очень сложный по идее или фабуле рассказ, автор называл ее вроде – заложенным в рассказ концептом. При чем фабула одна на все произведение, проходит красной нитью через все события, постепенно раскрывая ее. Т.е. правильно построенный сюжет, работающий именно на раскрытие событиями идеи.
Фабула – Творец создал людей, а люди стали познавать мир с помощью науки. Они становились все увереннее от получаемых знаний, и отказались от веры. Зачем верить в то, что невозможно доказать, если есть сила практического знания получаемого опытом? И что бы улучшить мир, надо вернуть веру в душу каждого человека, так как каждый часть Творца. Сложный рассказ, но очень и очень хороший, и по фабуле и по сюжету.
"Театр для одного" - Kofa. Тоже очень достойный рассказ, хотя на пару порядков проще по фабуле чем у Сервера. Фабула – все предначертано в жизни человека, все определено заранее кем родишься, кем станешь, какие поступки совершишь, но хочется верить, что все в наших руках. Сюжет – главный герой становится ангелом, который должен помогать людям, делать именно тот выбор, который предначертан, а не иначе, но нарушает установленный порядок, надеясь, что можно поступать, не как сказано, а как велит душа – правильно по сердцу. Все четко, просто, легко и грамотно. События в рассказе раскрывают идею от и до.
Вот такая вышла лекция! Было бы интересно посмотреть, как другие прозаики охарактеризуют произвольно выбранные рассказы с этой точки зрения. Или может, оспорят мои выводы, верно ли мое понимание этих понятий сюжета и фабулы.