И ВЕЧНЫЙ Boy
#1
Отправлено 20:38:29 - 27.07.2005
Популярному автору не важно, с кем воюют его малолетние герои, лишь бы воевали
В самое пекло виртуальных битв Добра со Злом, Тьмы со Светом писатели и режиссеры стали бросать мальчишек. И читают, смотрят эти сказки взрослые не менее охотно, чем дети, называя их, правда, новым словом — фэнтези. Культовые книги этого жанра выходят огромными тиражами, фильмы дают бешеные кассовые сборы. «Властелин Колец», «Гарри Поттер», теперь вот наш «Ночной дозор»… (Правда, в этом произведении Сергея Лукьяненко в центре — молодежь, герои постарше.) Но вот недавняя его книга так и называется — «Мальчик и Тьма». Лукьяненко — знаковое имя в среде современных любителей доморощенных фэнтези, в основном — молодежи студенческого возраста. Роман «Мальчик и Тьма» сразу же был назван «черной жемчужиной» его творчества.
Особенность нынешних малолетних героев (будь то Фродо из «Властелина Колец», Гарри Поттер или Данька из романа Лукьяненко) в том, что в их руках меч, клинок или, на худой конец, волшебная палочка. В общем, оружие. Эти дети — воины. Их враг тотален — чудовищные монстры, сама тьма.
Трудно представить такие детские образы в литературе XIX века. Они появились именно в веке двадцатом и перешли в двадцать первый. Что ж, именно ХХ век в Женевской конвенции признал ребенка самобытной личностью со своими правами.
Но неужели среди этих прав теперь и право воевать, убивать? Дети доросли в сознании взрослых, в искусстве до «серьезных» ролей?
В городе, куда попадает Данька из романа «Мальчик и Тьма», вообще воюют только дети, ибо схватки с их врагами — Летящими — у Крылатых происходят в небе, а костюм с крыльями для полета не может выдержать вес взрослого тела.
Даньке — 14 лет, его напарнику Лэну — и того меньше. Оба одиноки, у обоих мамы присутствуют лишь символически, коротким упоминанием, папы вообще отсутствуют. И нет рядом ни одного взрослого, кто был бы вхож в их мир. Ну разве что считать наставником лукавый образ Солнечного котенка, «посланца Света», как он выражается, да и тот часто жалуется, что сам еще маленький и мало что знает. Но это он заманил Даньку в тот город Крылатых, в котором не было солнца: жители города просто продали свое солнце по кусочкам, ибо в том мире каждый прежде владел частичкой светила.
Миссия у этой троицы такая: вернуть городу солнце, разбить силы Тьмы. Любым способом, хоть терактом.
Да что же это за действующие силы такие: Свет, Тьма, Сумрак?.. Столь тотально-абсолютные, безликие, не в пример привычным персонифицированным, локальным носителям добра или зла в сказках и прежней фантастике? Эпиграф из Книги Бытия о сотворении Богом Света и отделении его от Тьмы, на мой взгляд, говорит лишь об авторских амбициях, тем паче что в романе, наперекор Библии, Свет и Тьма как раз никак и не могут «отделиться». «Действительно, не важно, за что воевать, — соглашается «посланец Света» Данька с последними словами умирающего Летящего, «носителя Тьмы», — и правду можно найти где угодно. Просто выбери вначале, как ты хочешь видеть, и становись на ту или другую сторону».
Вот эта «мудрость» и называется релятивизмом, солипсизмом и прочим постмодернизмом с отрицанием существования каких бы то ни было объективных ценностей и истин, различия добра и зла, кроме «я так хочу видеть».
«Сумрак не воюет со Светом», — с пафосом провозглашает жена торговца, представительница Сумрака. Что на самом деле оказывается ее желанием «научить любви» симпатичного четырнадцатилетнего мальчишку, «посланца Света».
Действительно, какой же «Свет» без секса у современного писателя, претендующего на популярность?
…Вроде бы на роль «ответственного взрослого» назначен некто Герт — человек, который в том злополучном городе последним видел солнце. Но он неожиданно для самого Даньки вдруг поддерживает идею замечательной троицы (двое мальчишек и котенок) устроить провокацию: залить город черным огнем. Зачем? Чтобы спровоцировать население на массовое восстание, приписав «акцию» Крылатым, у коих сей огонь и хранился (его с подвигами выкрадывает троица). Емкости с черным огнем швырял с неба Лэн.
«…Ударило в третий раз — тоже недалеко, на окраине. И лицо Герта побледнело, утрачивая всю энергию и силу. Он вмиг стал тем, кем так не хотел выглядеть, — дряхлым старым человеком.
— Жилые кварталы… — с лица Лэна сползла улыбка».
Потери от акции-провокации небольшие: «всего лишь» сам старик и маленький мальчишка, которого Герт кинулся спасать из огня. Зато снова солнышко на месте — вернее, его имитация: Солнечный котенок налакался света от Солнечного камня, хранившегося под развалинами крепостей Крылатых. Наелся, раздулся и преспокойненько полетел себе на небо светить.
Как все легко и просто. Как в компьютерной игре. Лишь имитирующей и игру реальную, и саму реальность, и литературу. Но большинство геймеров эту грань уже просто не улавливает — они-то и есть истинные фанаты, «электорат» Лукьяненко.
Все его творчество (пока?) вторично по отношению к работе мастера — конечно же Владислава Петровича Крапивина.
В эпоху застоя спрос на Крапивина был особенно велик. Было и международное признание — хрустальная «Аэлита», присужденная ему как «лучшему фантасту» года (конечно, так и «не доехавшая» к нему из Лондона), были и сериалы по его романам на ТВ, из номера в номер его издавали детские журналы… Но все же Крапивин никогда не был представителем массовой культуры, им всегда (да и сейчас) взахлеб зачитывались ребята, которых можно назвать элитой отрочества. Более того: в семидесятые-восьмидесятые я не раз слышала от таких детей, что они книгами Крапивина спасаются. От чего? Да от тоски, вплоть до суицидальных мыслей (а то и попыток суицида). Да, его герои, дети среднего школьного возраста, тоже умели держать в руках оружие — шпагу, рапиру, даже скрипка у одного из них была звучащим призывом, мобилизующим силы против Тех, Которые Велят. Но это были живые мальчики и девочки, а не их модели-схемы, как у Лукьяненко.
На помощь детям в романах и повестях Крапивина всегда спешит Взрослый. Действительно ответственный — в отличие от старика Герта. И не за некую сверхценную идею ответственный, а за жизнь и здоровье детей. И физическое, и душевное. У Лукьяненко же есть очень выразительная метафора: «в поисках настоящего врага» Данька находит в каком-то зеркале собственное изображение — сорокалетнего взрослого с ухмылкой — и с радостью его разбивает на мелкие осколки. Все-таки — суицид, хоть и смоделированный?
Во все времена, будь то застой, будь то отстой, будь то новая перестройка-перебранка, детям прежде всего, да и многим взрослым тоже, будет нужна Сказка. Только живая, полнокровная, настоящая. Иначе ею никто ни от чего не спасется и никого не спасет.
Ольга МАРИНИЧЕВА
25.07.2005[/quote]
http://2005.novayaga.../n53n-s30.shtml
#2
Отправлено 21:15:36 - 27.07.2005
Но сама тема: мальчишка, вставший в строй с мечом, неважно, против кого. Где же добрые сказки, живые, полнокровные, настоящие?
Творчество авторов - отражение реального мира. А в нашем мире теперь взрослеют быстро... слишком быстро. Двенадцатилетний ребёнок с оружием в руках пришёл из реального мира...
Ладно, это всё депрессия. Лучше вспомню, что в одной книге с этой повестью были "Рыцари сорока островов" и чем они кончаются.
#3
Отправлено 21:16:48 - 27.07.2005
Некоторым журналистам лучше бы вышивать крестиком...
Бывают такие замечательные ругательные рецензии, от которых настроение резко улучшается.
Вот и "Новая газета" отметилась. Статья журналистки Ольги Мариничевой касается, слава Богу, не "Ночного Дозора", а "Мальчика и Тьмы".
http://2005.novayaga.../n53n-s30.shtml
Все желающие могут пройти по ссылке и прочитать статью. Я же возьму на себя труд чуток ее прокомментировать.
То, что "Новая газета" уж давно не та, что раньше, говорить вряд ли стоит. Но вот что издание претендующее на серьезность скатывается до полного непрофессионализма - до сих пор удивляет.
Несколько перлов Мариничевой:
"...недавняя его книга так и называется — «Мальчик и Тьма»."
Очень жаль огорчать журналистку, но роман (или, скорее, повесть) "Мальчик и Тьма" был написан десять лет назад.
"Особенность нынешних малолетних героев (будь то Фродо из «Властелина Колец», Гарри Поттер или Данька из романа Лукьяненко) в том, что в их руках меч, клинок или, на худой конец, волшебная палочка. В общем, оружие."
Опять же жаль огорчать журналистку, но Фродо никак не малолетний герой, а зрелый (и по людским, и по хоббитовским меркам), сорокалетний хоббит. "Нынешним героем" его тоже трудно назвать, но Ольга, вероятно, не слышала о существовании какого-то там Толкина писавшего свой роман полвека назад. Для нее история о Кольце начинается и заканчивается в кинотеатрах...
"Трудно представить такие детские образы в литературе XIX века. Они появились именно в веке двадцатом и перешли в двадцать первый."
Трудно, конечно! Если не читать хотя бы тот отрывок из Гюго, который входил в школьную программу и не знать про Гавроша, если забыть всех юных героев Жюля Верна и Буссенара. Очень трудно жить на свете, когда не читаешь книжек.
Далее идет ритуальное раскланивание в сторону Владислава Крапивина в попытке противопоставить хорошего Крапивина плохому Лукьяненко. Вот что изрекает Ольга Мариничева:
"В эпоху застоя спрос на Крапивина был особенно велик. Было и международное признание — хрустальная «Аэлита», присужденная ему как «лучшему фантасту» года (конечно, так и «не доехавшая» к нему из Лондона), были и сериалы по его романам на ТВ, из номера в номер его издавали детские журналы…"
Это просто гениальный абзац, которому смело можно присуждать какой-нибудь приз за непрофессионализм, какое-нибудь "пластилиновое перо"!
Мне очень неудобно, но "Аэлита" никогда не делалась из хрусталя - только из полудрагоценных уральских камней и металла. Присуждена она была Крапивину не как "лучшему фантасту года" - статус премии совсем другой - а за вклад в фантастику. Более того, она прекрасно доехала к писателю и стоит у него в кабинете, где я ее видел лично, будучи в гостях у глубокоуважаемого, несмотря на все старания "мариничевых", мной писателя. Да и трудно было бы "Аэлите" не доехать к Крапивину в Екатеринбург из Лондона, поскольку она придумана, сделана и всегда вручалась в Екатеринбурге.
Обсуждать все прочие благоглупости и дурнословия просто лениво...
Как говорил товарищ Киркоров, на пресс-конференцию надо приходить подготовленными. Хорошо бы некоторым журналисткам и к написанию материалов подходить не с помощью "трех П" - пола, пальца и потолка. Если кто-нибудь из прочитавших этот материал знаком с журналисткой Ольгой Мариничевой - передайте ей эти мои слова, пожалуйста.
P.S. Я надеюсь, что гонорара за статью Ольге хватит на хорошенькую розовую кофточку. Другой цели написания этой статьи я не вижу.
http://www.livejourn...ivsy/77278.html
#4
Отправлено 21:41:01 - 27.07.2005
Да-а-а... Жёстко, но метко.
PS: А Фродо по Толкину вообще за полтинник было, только выглядел он на тридцать с небольшим, благодаря Кольцу.
#5
Отправлено 07:45:40 - 28.07.2005

#6
Отправлено 11:10:16 - 28.07.2005
А в нашем мире теперь взрослеют быстро... слишком быстро. Двенадцатилетний ребёнок с оружием в руках пришёл из реального мира...
Военные это те-же дети, только член больше и автомат настоящий.
#7
Отправлено 18:38:15 - 28.07.2005

#8
Отправлено 20:17:28 - 28.07.2005


#9
Отправлено 20:45:45 - 28.07.2005
PS: А Фродо по Толкину вообще за полтинник было, только выглядел он на тридцать с небольшим, благодаря Кольцу.
Ну за полтинник ему не было, эт ты лишнего хватанул, лет так тридцать шесть, +/- два

#10
Отправлено 09:49:43 - 29.07.2005
#11
Отправлено 12:48:31 - 30.07.2005

Я бы например с удовольствием отписал бы Мариничевой ответ



Да в ответ на одних только "геймеров,истинных"фанатов" " на Мариничеву можно банально в суд подать




Вобщем,мне жаль того времени,которое Сергей потратил на ответ этой,с позволения сказать журналистке.Лучше бы думал о сюжете новой книжки,или покушал бы,или с собакой игрался бы-гораздо более полезные и приятные занятия.Такие статьи должны поднимать настроение всем,включая СЛ,но отвечать на них самому Сергею негоже имхо,не стоит они его сил... Собака лает-караван идет.И ни один из верблюдов не удостаивает собаку даже плевка,ибо понимает-на всех собак слюны не напасешся....
имхо

#12
Отправлено 20:29:55 - 30.07.2005
#13
Отправлено 20:53:11 - 30.07.2005
Какой ужас. Я и не знал, что для того, чтобы считаться фанатом надо поиграть в FIFA2005!!!Тогда по бырому загружайте себе в комп "Mortal Combat" вместе с "FIFA2005",и начинайте рубиться друг с дружкой,активно становясь гамерами. А то не видать вам статуса "Фанат",как моих ушей!!!

...грохот клавиатуры...........................захлопывающаяся дверь...........................открывающаяся дверь...............
Опять топор забыл!

#14
Отправлено 07:21:30 - 31.07.2005
Ему было 51. Это у Толкиена написано точно.
#15
Отправлено 14:30:24 - 02.08.2005
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей