Отправлено 13:38:37 - 16.10.2013
Итак ждет ли нас новая волна паспортизации? Повторится ли то что было в 2000-ных? Очереди и всеобщий бардак? Универсальный документ? что и как?
Справка
Текущий уровень развития информационных технологий и их применение в органах государственной власти создаёт предпосылки для введения более защищённого от подделок удостоверения личности и создания необходимой для этих целей инфраструктуры.Документ подготовлен ФМС России во исполнение указания Президента Российской Федерации и поручения Правительства.
Распоряжением определяются цели, задачи, основные направления и принципы введения в Российской Федерации документа нового поколения, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории страны, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации.
Данное решение позволит обеспечить гарантированную идентификацию граждан, в том числе и в электронной среде, юридическую значимость действий в электронной среде, а также создание комплексной системы однозначной идентификации граждан с использованием сквозного единого идентификатора.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 19 сентября 2013 г. № 1699-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию введения в Российской Федерации удостоверения
личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде
пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве
основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской
Федерации на территории Российской Федерации;
план мероприятий по реализации положений Концепции введения
в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской
Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным
носителем информации, в качестве основного документа,
удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на
территории Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить
выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом,
утвержденными настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 сентября 2013 г. № 1699-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
введения в Российской Федерации
удостоверения личности гражданина Российской Федерации,
оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем
информации, в качестве основного документа, удостоверяющего
личность гражданина Российской Федерации
на территории Российской Федерации
I. Введение
В настоящей Концепции, разработанной Федеральной миграционной
службой совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и организациями, определяются цели, задачи,
основные направления и принципы введения в Российской Федерации
удостоверения личности гражданина Российской Федерации,
оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем
информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность
гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
(далее - удостоверение личности).
II. Предпосылки к введению удостоверения личности
В течение последних 10 лет в Российской Федерации идет активное
становление и развитие информационного общества. Согласно Стратегии
развития информационного общества в Российской Федерации,
утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г.
№ Пр-212, целью формирования информационного общества является
повышение качества жизни граждан, развитие экономики России на основе
использования информационных и телекоммуникационных технологий, а
также повышение эффективности государственного управления и 002155812
2
местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и
бизнеса с органами государственной власти и органами местного
самоуправления, улучшение качества и оперативности предоставления
государственных, муниципальных и иных услуг.
В настоящее время сформирована организационная и
технологическая инфраструктура, обеспечивающая ежегодный выпуск
около 14 млн. паспортов граждан Российской Федерации в почти
3000 структурных подразделениях Федеральной миграционной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601
"Об основных направлениях совершенствования системы государственного
управления" в качестве базовых направлений определены повышение
качества государственных и муниципальных услуг и эффективности
деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления, заданы целевые показатели в области предоставления
государственных услуг, в частности, доля граждан, использующих
механизм получения государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, к 2018 году должна составить не менее 70 процентов.
Также проводится работа по организации выпуска в Российской
Федерации универсальных электронных карт, внедрению
информационных технологий в деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления (предоставление
государственных и муниципальных услуг в электронном виде,
обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, создание
базовых информационных ресурсов).
Текущий уровень развития информационных технологий и их
применение в органах государственной власти и органах местного
самоуправления создает предпосылки для введения более защищенного от
подделок удостоверения личности и создания необходимой для этих целей
информационно-технологической инфраструктуры, что позволит
обеспечить:
гарантированную государством идентификацию личности
посредством как физических, так и электронных способов и средств
подтверждения личности, в том числе при предоставлении
государственных, муниципальных и иных услуг;
создание комплексной системы однозначной идентификации
граждан Российской Федерации на основе единого реестра удостоверений
личности с использованием сквозного единого идентификатора;
юридическую значимость действий в электронной среде.002155812
3
III. Цели, задачи и принципы введения
удостоверения личности
Основными целями введения удостоверения личности являются:
обеспечение гарантированной идентификации граждан Российской
Федерации, в том числе в электронной среде;
повышение уровня удовлетворенности граждан качеством
предоставления государственных, муниципальных и иных услуг за счет
повышения их доступности и качества их оказания, а также за счет
сокращения потерь времени гражданами при их получении;
создание условий для существенного роста доли электронных
операций и новых электронных сервисов.
Достижение обозначенных целей будет способствовать социально-
экономическому развитию Российской Федерации, повышению
эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить
решение следующих задач:
повышение степени защиты основного документа, удостоверяющего
личность гражданина Российской Федерации на территории Российской
Федерации, от подделки посредством применения современных методов и
средств защиты;
реализация мер по предупреждению фальсификации и (или)
незаконного использования основного документа, удостоверяющего
личность гражданина Российской Федерации;
обеспечение гарантированной идентификации субъектов
взаимодействия и уверенности в их полномочиях как при установлении
гражданско-правовых отношений, так и при предоставлении
государственных, муниципальных и иных услуг независимо от форм
взаимодействия;
создание условий для стимулирования выбора электронных форм
взаимодействия с государством, в том числе снижение объемов бумажного
документооборота;
повышение полноты и достоверности данных, размещенных в
информационных системах, находящихся в сфере ведения органов
государственной власти и связанных с учетом сведений о гражданах
Российской Федерации;
упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской
Федерации и формирование комплексной системы учета граждан
Российской Федерации.002155812
4
В основе введения удостоверения личности лежат следующие
принципы:
использование удостоверения личности в качестве основного
документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации
на территории Российской Федерации, обеспечивающего идентификацию
гражданина Российской Федерации и являющегося обязательным для
предъявления в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерацию, в том числе при совершении юридически значимых действий
гражданином Российской Федерации в электронном виде с
использованием технических средств, информационных и
телекоммуникационных технологий;
обеспечение комплексной информационной безопасности;
использование высокотехнологичных методов идентификации,
авторизации и аутентификации граждан с применением надежных средств
защиты удостоверения личности от подделки;
соблюдение религиозных прав и свобод верующих, являющихся
гражданами Российской Федерации;
максимальное применение публичных и общеприменимых
стандартов и технологий, в том числе использование открытых стандартов
информационного обмена и электронного взаимодействия;
популяризация удостоверения личности и связанных с ним
технологий и моделей его использования;
возможность гибкого и быстрого масштабирования системы
изготовления, выдачи и использования удостоверения личности;
обеспечение многоплатформенности и совместимости элементов
информационно-технологической инфраструктуры - разработка,
распространение и поддержка технологий, необходимых для
использования удостоверения личности на широком спектре устройств и
программных платформ;
максимальное использование возможностей существующих систем и
инфраструктурных решений, в том числе сформированных в рамках
создания электронного правительства и организации предоставления
государственных, муниципальных и иных услуг;
обеспечение юридической значимости действий при осуществлении
информационного взаимодействия;
применение сертифицированных в соответствии с
законодательством Российской Федерации средств криптографической
защиты информации и технологических решений;002155812
13
До момента введения удостоверения личности предполагается
проведение опытной эксплуатации с целью отработки взаимодействия всех
участников на всех фазах жизненного цикла удостоверения личности и
сценариях его применения.
VII. Организационная структура управления процессом введения
удостоверения личности
Координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, высших органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам
введения в Российской Федерации удостоверения личности, а также
создания организационной системы, обеспечивающей оформление,
изготовление, выдачу, замену и контроль применения указанного
документа, осуществляется в рамках подкомиссии по использованию
информационных технологий при реализации миграционной политики
Российской Федерации Правительственной комиссии по использованию
информационных технологий для улучшения качества жизни и условий
ведения предпринимательской деятельности.
В целях реализации настоящей Концепции, в том числе в целях
создания указанной организационной системы, должно быть
гарантировано взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти и организаций, обеспечивающих выполнение указанных задач.
Распределение полномочий между федеральными органами
исполнительной власти устанавливается решением Правительства
Российской Федерации по предложению Федеральной миграционной
службы.
VIII. Финансово-экономические основы введения удостоверения личности
Введение в Российской Федерации удостоверения личности носит
комплексный межведомственный характер, в связи с чем необходимо в
рамках мероприятий по реализации положений настоящей Концепции
разработать финансово-экономическое обоснование с детализацией
источников и объемов финансирования в соответствии с планом
мероприятий по реализации положений Концепции.
Выделение финансирования за счет средств федерального бюджета в
целях реализации положений настоящей Концепции и иных задач,
связанных с введением удостоверения личности, осуществляется в 002155812
14
установленном порядке на основании информации, представленной в
финансово-экономическом обосновании.
IX. Ожидаемые результаты и показатели реализации Концепции
Ожидаемый социально-экономический эффект от введения в
действие удостоверения личности включает:
создание системы гарантированной идентификации граждан
Российской Федерации в разных системах учета;
повышение уровня качества оказания государственных,
муниципальных и иных услуг и их доступности, сокращение потерь
времени гражданами при получении государственных и муниципальных
услуг;
сокращение случаев подделок удостоверений личности, их
неправомерного использования, а также фальсификации действий,
требующих использования таких удостоверений;
рост доходов бюджета за счет расширения области применения
электронных форм взаимодействия между гражданами, органами
государственной власти, органами местного самоуправления и
организациями.
Целевыми показателями введения в Российской Федерации
удостоверения личности являются:
повышение уровня удовлетворенности граждан качеством
предоставления государственных, муниципальных и иных услуг;
увеличение доли населения, использующего электронные формы
взаимодействия при получении государственных, муниципальных и иных
услуг и совершении юридически значимых действий, в общей численности
населения