Проповедник
Читателю!
Автор сознает, что некоторым этот рассказ может показаться несколько циничным и аморальным. Однако он призывает спокойно отнестись к идеям, изложенным ниже. Приятного чтения!
***
Он появился в нашем городе в начале лета. Абелардо Эрнандес – так его звали. Этот средних лет мужчина с простым открытым лицом сразу же вошел в сознание большинства жителей.
Мое же с ним знакомство состоялось несколько позже. Дело в том, что я некоторое время отсутствовал в городе – ездил погостить к давнему другу в один из провинциальных приходов*. И это вполне заурядное событие лишило меня возможности воочию лицезреть появление сего смутьяна.
Но не будем вдаваться в подробности и перейдем к самой сути. Так вот, сразу же по моему возвращению, глава нашей епархии** епископ Бернадет пригласил меня к себе и рассказал о странном человеке, появившемся в городе и нарушившем покой его обывателей.
- Он, несомненно, очень смышлен и получил христианское образование, – признался епископ, - но речи его я не осмелюсь назвать праведными. Они необычны, я бы даже сказал провокационны.
- Может быть, стоит обратиться к городским властям? – Поинтересовался я.
- Нет. Нет. Просто взгляните на него пока. Мне интересно ваше мнение.
Так для меня началась история, о которой я решил вам рассказать.
Наша первая встреча состоялась спустя несколько дней на одной из грязных улочек в районе для бедноты. Абелардо стоял, окруженный слушателями. Его чистая одежда и ухоженное лицо с короткой бородой отчетливо выделялось среди толпы грязной и ободранной черни.
- Вдумайтесь! – Говорил он. – Вдумайтесь, вы, чей разум увяз в заблуждениях! Церковь призывает вас: «Не ожидайте воздаяния! Не давайте любовь только взамен любви и доброту только взамен доброты! Лишь только бескорыстный обретет вечное блаженство на небесах!»
Он говорил уверенно и вдохновенно, посему я сделал вывод об искренности этих слов. И что самое странное, толпа – несколько десятков грязных оборванных людей, обычно не помышляющих ни о чем, кроме куска хлеба – внимала ему, силясь не пропустить ни звука.
- Но подумайте! - Продолжал Абелардо. – В этих посылах скрыта та самая корысть, от которой вас отучают. «Отдавайте бескорыстно» - говорят вам – «и тогда обретете истинную благодать». И вы знаете, что это? Это логика торгаша! Откажитесь от сиюминутной выгоды, чтобы в будущем получить солидные барыши! Неужто Бог хочет, чтобы мы были торгашами?
Признаться, подобные изречения повергли меня в замешательство, и я через некоторое время потерял нить рассуждений. Но Абелардо говорил недолго, и вскоре толпа начала расходиться. Только тут я заметил, что оборванцы сжимают в руках увесистые булки хлеба.
- Абелардо! Абелардо Эрнандес! – Мне неудержимо хотелось побеседовать с этим человеком, поэтому окликнуть его было моим первейшим желанием.
Человек остановился и подождал, пока я протиснусь к нему. Что-то было в его виде такое… Нет, не могу объяснить. Эта внешность притягивала, внушала уважение. И это после тех буквально еретических речей, кои мне довелось услышать!
- Мы должны поговорить. – Сходу начал я. – Церковь обеспокоена вашим поведением. И сейчас у меня была возможность убедиться, что для беспокойства есть основания.
- В самом деле? – Вскинул брови Абелардо. – И вы считаете, это должно волновать меня?
- Я бы не стал на вашем месте шутить с Церковью. Это может иметь плохие последствия.
- Простите, милейший, но должен вас разочаровать. Церковь не имеет на меня влияния. Видите ли, туго набитый кошелек и некоторые друзья легко могут оградить от этой проблемы. А теперь, - Абелардо приложил руку к груди, - позвольте откланяться.
Он развернулся и быстрым шагом двинулся прочь. Каблуки его туфель, сшитых по последней моде, утопали в грязи и лужах. Странный человек в странном месте.
- Но позвольте последний вопрос! – В тот день моя решимость была достойна всевозможных похвал. – Зачем? Зачем вы обманываете этих людей?
- Обманываю? – Искренне удивился мой оппонент. – Позвольте, милейший, в чем же я их обманываю?
- Вы осуждаете бескорыстие и раздаете нищим хлеб. Что это, если не лицемерие?
- Ну что вы, я осуждаю вовсе не бескорыстие. Я осуждаю Церковь, которая пытается манипулировать этим, несомненно, благим начинанием. К тому же, с чего вы взяли, что я бескорыстен? Я плачу этим людям за то, что они слушают меня. Вот и все. Ведь, согласитесь, просто так никто не стал бы внимать моим философствованиям.
Он улыбнулся и пошел прочь
\\\\\\\
*Приход - церковный округ в христианской церкви, имеющий свой храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан.
**Епа́рхия (от греч. ἐπaρχίa) в Церкви — административно-территориальная единица во главе с архиереем (епископом).
***
Лето шло своим чередом. В основном было жарко и сухо, но иногда небо дарило нам дождь. В такие дни ручейки и придорожные канавы превращались в бурные потоки, а люди закрывали двери в домах, дабы сохранить остатки уюта.
Все это время я продолжал наблюдать за Абелардо Эрнандесом. У него, как выяснилось, действительно были настолько влиятельные покровители, что даже Церковь не могла повлиять на этого смутьяна. А он все продолжал свою деятельность. Проповедник – так его называли в городе.
Прилежно выполняя поручение епископа, я часто бывал на сборах, устраиваемых Абелардо. Посему у меня была возможность наблюдать за изменениями в отношении к нему. Постепенно простонародье полюбило его – это читалось в глазах людей, собиравшихся на «проповеди». И что самое удивительное, я тоже начал чувствовать, что проникся симпатией к этому неординарному человеку. Абелардо, без сомнения, замечал все, и, казалось, ему нравилось быть центром всеобщего внимания и темой для пересудов.
Событие, о котором я вам сейчас поведаю, произошло в средине июля. После одного из собраний Проповедник подошел ко мне.
- Я вижу, вас заинтересовали мои выступления. - Сказал он. – Признаться, мне тоже было бы интересно поговорить с представителем Церкви. Не порадуете ли вы меня своим визитом?
-Ох, конечно! – Воскликнул я, удивленный и обрадованный столь неожиданным предложением.
- Ну, тогда вечером я жду вас на ужин. – Улыбнулся Абелардо.
Весь день для меня прошел в томительном ожидании. Такое чувство обычно возникает в преддверии какого-то праздника. Приподнятое настроение периодически сменяется нетерпением и взволнованным предвкушением.
Но вот настал вечер, и я уже стоял у огромного дома Абелардо. Дверь открыла молоденькая девушка, чье миловидное личико тот час же натолкнуло меня на не совсем праведные мысли. Но я быстро взял себя в руки, перекрестился и шепотом прочитал молитву.
Внутреннее убранство дома было воистину роскошным. Великолепная мебель соседствовала с пушистыми коврами, звериными шкурами и старинными гобеленами.
Хозяин встретил меня в комнате, которая, по всей видимости, служила ему кабинетом. Пораженный богатым убранством дома, я слегка опешил от аскетичности этого помещения. Оно было почти пустым, лишь возле окна стоял массивный деревянный стол да несколько стульев.
Увидев меня, Абелардо улыбнулся и жестом пригласил сесть.
- О, вот и вы, друг мой! – Дружелюбно пробасил он. – Я с нетерпением ждал этой встречи.
- Право же, мне тоже очень хочется поговорить с вами. – Вполне искренне признался я.
-Думаю, это сущая правда. – Рассмеялся хозяин. – Видите ли, скромность уже давно не является моим достоинством. Да что там говорить, мне нравится пребывать в центре внимания. Но не будем об этом. Мы собрались здесь, чтобы удовлетворить любопытство. И я, как гостеприимный хозяин, позволю вам первым сделать это.
Такая прямота слов несколько удивила меня. Признаться, я надеялся на более традиционную беседу. Хотя, сделав подобный ход, хозяин избавил меня от необходимости искать удобного случая для определенных вопросов.
- Давайте поговорим о вас, Абелардо. – Начал я.
- Обо мне? – Рассмеялся проповедник. – Ну что ж, это будет весьма увлекательная беседа.
- Скажу прямо, я не понимаю вас. Вы появляетесь в городе и начинаете вести антирелигиозную деятельность. Ваши слова попахивают ересью, но, тем не менее, не лишены определенного смысла. И мой вопрос вполне логичен: зачем все это? Если бы я не был знаком с вами, то мог подумать, что вы хотите получить определенный статус, влияние. Но почему-то мне кажется, что это не так.
- Да, вы правы. – Ответил Абелардо. Его лицо неожиданно стало серьезным. – Я не нуждаюсь ни в статусе, ни в деньгах, ни в положении. Вы уже могли убедиться, что все это у меня есть. Видите ли, мне несказанно повезло в жизни, и я лишен подобных забот и потребностей. Единственное, чего мне по-настоящему хочется, это научить людей всего одному вопросу - «почему?»
- Мне не совсем понятно. – Признался я.
- Я объясню. Видите ли, почти все люди не задумываются об обычаях своих народов. Поверьте мне, это сущая правда. Я много путешествовал. Примером, далеко на Востоке родители, спустя три дня после рождения ребенка, жертвуют петуха духам предков*. Почему? – спросите вы. Однако же у них не возникает подобных вопросов. Это традиция. Подобным же образом дело обстоит и с религией. Кто-то отдает изысканную пищу каменным статуям, кто-то целует колени немощным старикам. Эти обычаи просто есть и они не вызывают вопросов, ведь каждый считает себя абсолютным мерилом всего. И я тоже был таким когда-то. Однако судьба дала мне шанс понять, что это неправильная позиция. И теперь я считаю своим долгом донести это до людей.
Абелардо говорил страстно, с пылом. В это мгновение он почему-то напомнил мне епископа Бернадета, рассуждающего о Боге. Я пригляделся к нему, и мне открылось нечто новое в этом человеке. Он, несомненно, был ранен. За волевой решительной внешностью в карих глазах Проповедника скрывалась едва уловимая грусть. И я осознал, что именно эта деталь все время привлекала меня к нему.
- Что с вами случилось, Абелардо?
- О, право же моя история банальна и неинтересна. – Сказал он со своей обезоруживающей улыбкой. – Я не думаю, что она стоит вашего внимания.
- Ну, что вы. – Рассмеялся я в ответ. – Видите ли, мне с каждой минутой все больше кажется, что все, связанное с вами, не может быть неинтересным.
- Ну что же, тогда слушайте. – Несмотря на все сказанное, было видно, что Абелардо хочет поделиться своими переживаниями. – Я родился в небольшом селении. Детство же мое прошло в монастыре Поблет**. Признаться, я не могу сказать, что там было плохо. Душа и сердце мои находились в твердой уверенности в том, что служение Господу есть величайшая честь. Я получил христианское образование и намеревался посвятить свою жизнь Богу. Так было до того, как я впервые увидел Пэкуиту***. Ее семья переехала в наши края и поселилась недалеко от монастыря. И иногда мне доводилось наблюдать, как она грациозно шествует по утоптанной тропинке, устремив взгляд в пространство и мысленно витая в невообразимых далях. Сказать, что она была красива, значит не сказать ничего. Длинные каштановые волосы обрамляли ее миловидное личико, которому маленький носик со слегка вздернутым кончиком придавал игривое и веселое выражение.
Но, думаю, не стоит вам объяснять, что мои обеты не оставляли абсолютно никаких шансов на развитие каких-либо отношений. Так продолжалось больше года, пока Пэкуита не познакомилась с сыном местного чиновника. Я не знаю, какие чувства ею двигали, но вскоре они сыграли свадьбу.
Этот момент стал поворотным в моей жизни.
Почему, - подумал я, - Бог, которому я отдал всю свою жизнь, так наказывает меня? Неужели сын чиновника более достоин, более предан ему? И почему мы должны ограничивать себя во имя Его? Ведь Господь создал нас и, несомненно, желает нам добра.
Я ушел из монастыря и нанялся на один из торговых кораблей. С тех пор прошло много времени. Мне несказанно повезло, и вот я здесь. Я богат и у меня много влиятельных друзей. Но главное не это. Главное то, что я не отказываю сейчас себе ни в чем. Вы видели Алиту, мои служанку? Красива, не правда ли? Мы живем, предаваясь с ней всевозможным наслаждениям. И я не считаю это грехом. Ведь Бог любит нас и должен радоваться нашему удовольствию.
Абелардо закончил свой рассказ и перевел дух. Я понимал его переживания, однако никак не мог подобрать нужных слов утешения. Несколько минут прошли в неловком молчании.
- Послушайте одну притчу. – Наконец проговорил я. - Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: "Можно я выберу себе иной крест?" Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: "Выбирай". Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: "Каких только здесь нет крестов - и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие". Долго ходил человек, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький, подошёл к Богу и говорит: "Боже, можно мне взять этот?" "Можно, - ответил Бог. - Это твой собственный и есть"****. Мне кажется, Абелардо, что эта притча о вас. Вы в обиде на Бога, вам кажется, что Он отнял у вас что-то. Однако же оглядитесь вокруг. У многих нет и того, чем вы обладаете, однако же они живут и не теряют веру. Легкий путь не всегда самый верный.
Проповедник неожиданно рассмеялся.
- Знаете, я всегда удивлялся красноречию людей Церкви. – Сказал он успокоившись. – Вы можете повернуть все так, как будто я не прав, хотя сами, возможно, в этом сомневаетесь. Помниться, несколько лет назад я спорил с одним священником. Так вот, он вывел меня из себя. И я решился на не совсем честный шаг. Я спросил у него: «А может ли Бог создать камень, который сам будет не в силах поднять?». Вы же понимаете, что ответить на этот вопрос, не затронув один из основных догматов невозможно. Но мой собеседник выкрутился. Он ответил: «Бог уже создал его. Этот камень – люди.» Поверьте, это ваше качество внушает мне уважение.
- Давайте вернемся к вам, Абелардо. – Мне не хотелось спорить. – Что вы планируете сделать? Я не верю, что вы ограничитесь только выступлениями перед беднотой.
- О, друг мой, - заговорщицки подмигнул Проповедник, - поверьте, у меня есть весьма детальный план. Вы узнаете обо всем. В свое время.
\\\\\\\
* Это китайский обычай
**Монастырь Поблет (кат. Reial Monestir de Santa Maria de Poblet) — цистерцианский монастырь, основанный в 1151 году. Один из крупнейших монастырей в Испании расположен в комарке Конка-де-Барбера в Каталония. Основан в долине реки Франколи Рамоном Беренгером IV, освободившим Каталонию от господства мавров.
*** Имя Пэкуита в переводе означает «Свободная».
**** В тексте приведена христианская притча «Твой крест».
***
Время летело быстро. Как всегда летом. Ничто не предвещало беды, но она все же пришла. Когда август только вступал в свои права, в городе вспыхнула эпидемия. Люди, совсем недавно еще здоровые, падали с жаром и тошнотой. Они мучились с желудками, страдая от кровавой рвоты и поноса. Самые слабые умирали.
Ученые мужи разводили руками, признавая свое бессилие – болезнь была им неизвестна.
Я сейчас не буду со всем тщанием описывать ситуацию, сложившуюся в городе, дабы не нарушать вашего душевного равновесия. Скажу лишь, что эпидемия в какой-то мере затронула всех – если не физически, то морально. Вскоре после ее начала я имел беседу с епископом Бернадетом. Должен заверить вас, что он был потрясен до глубины души. Будучи, вероятно, самым светлым и преданным Господу человеком нашего города, епископ хотел помочь, но это было не по силам даже ему.
Впрочем, не все опустили руки от отчаяния. Вы, наверное, уже догадались, что я говорю об Абелардо. Он продолжал свою деятельность. Более того, в народе начали шириться слухи о том, что Проповедник знает способ борьбы с эпидемией. Вскоре они доползли и до Церкви.
А тем временем болезнь распространялась по городу. Если сначала она поражала в основном бедноту, то теперь даже зажиточные граждане становились ее жертвами. В воздухе витали страх и безысходность.
И когда начало казаться, что город так и будет постепенно умирать, события понеслись вскачь. Семнадцатого августа на воскресной службе епископ Бернадет, доведенный до отчаяния, произнес следующую речь:
- Сказал Господь: «И превратится вода в кровь, и будет кровь по всей земле. И воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои. И сделается персмь мошками по всей земле. И наполнятся домы песьими мухами. Рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая. И падет град на всю землю, на людей, на скот и на всю траву полевую…*»
Так наказал Бог народ египетский за их грехи. Оглядитесь же, люди, вокруг сейчас! Что вы видите? Господь гневается на нас! И я зрю тут начало новых десяти бедствий!
- За что же наш Отец Всевышний карает нас? – Спросите вы.
И у меня есть ответ! Вы пригрели у своего сердца нового искусителя. Иуду! Да, я говорю о вашем Проповеднике – Абелардо Эрнандесе. Он опутал сердца ложью. Он совращает души грехом! И я призываю вас: отрекитесь от него, не слушайте речи его, не принимайте помощь его. Ибо помочь нам может только Бог!
Я не знаю, насколько призывы епископа возымели действие. Это просто не удалось проверить. Дело в том, что на следующий же день Абелардо прекратил свои проповеди. Он не появлялся на улицах, не раздавал нищим хлеб, не делился своими мыслями. В общем, не делал ничего из того, к чему жители нашего города уже успели привыкнуть.
А болезнь, как будто только и ждала этого, стала распространяться с удвоенной скоростью. Через несколько дней заболел и я. Наверное, это было худшее, что когда-либо случалось со мной. Все кости в теле болели, желудок бунтовал, а сердце, казалось, потеряло чувство ритма. Я лежал, стараясь не шевелиться – движения причиняли боль - когда в дверь постучали.
- Входите. – Прохрипел я.
Деревянная перегородка отварилась, и в комнату вошел Абелардо. Он был облачен в дорожную одежду, и даже она сидела на нем изящно. Я заметил несколько внушительного размера сумок, которые остались за дверью. По всей видимости, Проповедник готовился к отъезду.
Абелардо подошел и сел на стул возле кровати.
-Вот, выпейте это. – Сказал он, протягивая мне пузырек, наполненный прозрачной жидкостью.
- Что это?
- Как что? – Делано удивился мой собеседник. – Противоядие. Вы же хотите поправиться.
Я недоверчиво посмотрел на Проповедника. Все-таки мне не верилось, что слухи оказались правдой.
- Ну что вы, друг мой? – Улыбнулся Абелардо. – Уверяю, это поможет вам.
Как раз в этот момент новый спазм скрутил мой желудок. Решив, что хуже быть уже не может, я опустошил пузырек.
- Вот видите, как все просто. Один глоток, и вы поправляетесь. Каждый день я спасал таким образом десятки жизней. Но мне помешали. – Проповедник развел руками. – Я думаю, не стоит объяснять, кто сделал это.
-Что вы хотите сказать? – Мне трудно было сосредоточиться.
- Помните, вы спросили меня о том, имею ли я какой-то план. Так вот, нам с вами выпала честь пребывать в его завершающей стадии. – С видом играющего на сцене актера провозгласил Абелардо. – Давайте сейчас поговорим о пороках. Их много – как листьев на дереве. Я со всем тщанием старался познакомить вас с ними. Вспомните: несдержанность в желаниях, себялюбие, похоть, тщеславие. Это то, что принято считать грехами. Но ответьте мне, милейший, кому они причинили зло за период нашего знакомства? Никому. Пороки действительно похожи на листья – их хорошо видно, но стоит подуть ветру, и они падают на землю. А теперь давайте взглянем на вас – на Церковь. Скольких вы убили за этот месяц?
- Что за бред вы несете? – Я собрался с силами и поднялся на локтях.
- О, друг мой, уверяю вас, это не бред. Вы уже убедились, что я обладаю лекарством. Ваш же епископ, провозгласив свою пафосную речь, лишил меня возможности оказывать помощь. Выйди я сейчас на улицу, тут мигом соберется толпа тех, чьи близкие умерли по вине «нового искусителя». – Тон Проповедника сделался язвительным. – А я, видите ли, еще хочу пожить. Так что за эти несколько дней Церковь погубила сотни ни в чем не повинных людей.
- Вы с самого начала знали, что так и будет. – Внезапно понял я.
- Давайте вернемся к разговору о пороках. – Собеседник пропустил мимо внимания мою фразу. - Я очень долго размышлял о них и вот к чему пришел: то, что лежит на поверхности не существенно. Важно то, что кроется в глубине – в корне дерева. И в нашем с вами случае корнем древа пороков является религия. Слепая вера, фанатизм. Она прикрывается листьями, чтобы отвлечь внимание от себя. Всегда. Испокон веков. И не важно, есть ли на самом деле Бог, или его нет. Я не знаю этого, как не знает никто другой. Важно то, что слепо верить во что-либо, даже в такую всеобъемлюще положительную сущность, как Господь, нельзя! Жаль, но понять это можно только пройдя через потрясение. Поэтому у меня не было выбора.
- Откуда у вас лекарство, Абелардо?
- О, я думаю, вы хотели задать вовсе не этот вопрос. – Проговорил Проповедник с грустной улыбкой. – Нам за все приходиться платить, друг мой. И это цена, которую я отдал за то, чтобы открыть вам глаза.
Он поднялся и направился к двери.
- Я уезжаю. В сумке за дверью противоядие. Отнесите его куда полагается. Если вы все сделаете правильно, через неделю эпидемия утихнет. Прощайте.
- Откуда пришла болезнь? – Спросил я, все еще не желая верить.
Абелардо не ответил.
- Я сдам вас властям! – Мне хотелось, чтобы он остановился и сказал вслух то, что уже и так нам было известно.
Дверь закрылась за ним, и Проповедник навсегда исчез из моей жизни.
С тех пор прошло много времени. Через год я ушел из Церкви. Сейчас веду хозяйство недалеко от города. И знаете, моя жизнь стала как-то спокойней.
- Почему? – Спросите вы.
Ну что ж, значит мой рассказ был не напрасным.
\\\\\\\
*Епископ Бернадет говорит о некоторых из Десяти бедствий – наказаний, которые Бог посылал египетскому фараону за притеснения израильтян. Подробнее см. Ветхий завет, Вторая книга Моисеева: Исход.