Как писать заявку в издательство!
#1
Отправлено 11:21:38 - 03.07.2009
Для начала разберем, что вам нужно для того, чтобы предложить книгу для публикации.
1) Найдите в базе данных издательства, которые специализируются на вашем жанре. То же самое можно сделать в сетевом или обычном книжном магазине. Прикиньте, на какой полке (в каком разделе) должно появиться ваша работа.
2) Внимательно изучите сайты издательств — проверьте их ассортимент, ознакомьтесь с сериями и — самое главное! — с требованиями к новым авторам.
Если никаких специальных требований нет, можно следовать нижеприведенным инструкциям: они универсальны.
3) Если на сайте указан e-mail для рукописей, отправляйте предложение на него. Если имеется только общий адрес, нужно позвонить в редакцию и узнать, куда и на чье имя можно прислать заявку.
К разговору с секретарем издательства надо подготовиться. Секретарь спросит вас, в каком жанре (на какую тему) вы пишете и каков объем вашего произведения в авторских листах. Отвечать надо четко: не мистическо-эротический триллер с элементами истории и фантастики, а «любовное фэнтези».
Если жанр и тема подходят, секретарь либо свяжет вас с редактором, либо даст вам общий адрес для рукописей.
4) Затем вам нужно подготовить следующие документы:
а) заявку,
б) синопсис (для худлита) или коммерческое предложение (для нон-фикшен),
в) рукопись.
Переговоры с издательством всегда начинаются с заявки, в которой автор предлагает к публикации свою книгу. Она содержит все необходимые сведения о произведении и об авторе. Человека встречают по одежке, а литературное произведение — как раз по этому письму, так что к его составлению нужно отнестись со всей серьезностью.
Заявка в духе «Предлагаю вашему издательству роман "Белые тапочки". С уважением Пупкин В.И.» никуда не годится. Она не отражает ни жанра, ни профессионального уровня автора, не говоря о прочих существенных деталях.
Так что же интересует редактора? Его интересуют два фактора: финансовый и человеческий, читательский. Как правило, редакторы страстно любят литературу и радуются удачным находкам, как старатели, обнаружившие золотой слиток.
Покажите, что издатель сможет заработать на вашей книге, — и вы получите контракт. Соблазните редактора вкусно написанной заявкой — и он прочитает вашу книгу быстрее.
Как заинтересовать редактора?
Письмо в издательство можно начать так:
Сразу о деле
В первых строках надо дать понять, о чем ваша книга. Но этот вариант подходит только для произведений с сильной информационной составляющей.
«Белый Шанхай» — это роман о судьбах белогвардейской эмиграции в Китае. В 1922 году эскадра адмирала Старка с тремя тысячами русских беженцев прибыла в шанхайский порт. У них не было ни денег, ни связей, ни знания иностранных языков. Единственное, что они привезли с собой — это оружие.
Сюрприз
Начало «с сюрпризом» — это остроумная фраза, впечатляющая статистика, неожиданная цитата или шокирующая ситуация.
По данным опроса «Всемирной литературной академии» каждый сотый гражданин России хотел бы написать и издать книгу. Речь идет о почти полутора миллионнах человек. В то же время на рынке не существует ни одного полноценного учебника, который бы знакомил начинающих авторов с основами литературного мастерства и писательского бизнеса.
(«Всемирную литературную академию» и статистику я придумала и привожу лишь для примера).
Вопрос
Иногда заявку стоит начать с вопроса, но с этим приемом надо быть осторожным. Редакторский ответ на вопрос «Знаете ли вы, почему коровы не летают?» может быть таков: «Извините, но мне нет дела».
Хороший вопрос подразумевает ответ, который действительно интересен данному редактору. Например, если он ведет серию книг для молодых мам, то его вполне может привлечь следующее начало:
Почему малыш кричит по ночам? Ученые придерживаются мнения, что...
Цитата
Если начало вашей книги звучит интригующе, можно процитировать первые несколько предложений.
Василий Пупкин — человек-загадка. Его имя упоминается в бесчисленном множестве статей, его приводят в пример, о нем придумывают анекдоты. Книга, которую я хочу предлоижть вам, — это биография подлинного героя нашего времени.
Идеальный автор
Можно начать с объяснения, почему именно вы являетесь идеальным автором для раскрытия данной темы.
Я — ветеран французского Иностранного легиона. Десять лет службы в разведке, три ордена и личная благодарность президента республики — вот мой послужной список. Я хочу рассказать о войне, о которой не принято говорить вслух, но которая имеет огромное значение...
------------------------------------------
Рекомендую ознакомиться со статьей "Что такое "питч"? Позиционирование книги"
------------------------------------------
Заявку можно составить и так:
Уважаемая Лариса Ивановна!
Позвольте предложить вашему издательству мой роман:
Название произведения: «Белые тапочки».
Автор: Василий Пупкин.
Жанр: городское фэнтези. Книга подходит для серии «Магические огни».
Объем: 10,3 а.л.
Целевая аудитория: молодые люди 17-30 лет, жители крупных городов со средним и низким доходом, интересующиеся жанром фэнтези и компьютерными играми.
Аннотация: Когда студент Форточкин купил подержанную машину и включил радио, он обнаружил странную передачу, которую вел... призрак. Мертвые передавали приветы живым и заказывали для них странные песни. Форточкин решил во что бы то ни стало разгадать тайну паранормальной радиостанции.
Об авторе: Пупкин В.И. — 30 лет, образование — высшее филологическое. Опубликовал ряд статей в местной прессе. Книжных публикаций не было.
Адрес: 555555, г. Большие Кирпичи, ул. Старокирпичная, д. 8, кв. 6.
Телефон: (555) 555-55-55 (Разница во времени с Москвой — 3 часа).
E-mail: vasya@pupkin.kirpich.ru
Сайт: www.pupkin.kirpich.ru
С уважением,
Пупкин Василий Иванович
Разбираем подробно:
Обращение. Если вы знаете, как зовут человека, которому вы отправляете заявку, называйте его по имени и отчеству. Если не знаете, ограничьтесь нейтральным приветствием: «Добрый день!» Никогда не пишите «Здравствуйте, дорогая редакция!» или «Уважаемые господа издатели!» — это напоминает письма в провинциальные газеты.
Автор. В этой строке пишется имя по паспорту. Если вы хотите, чтобы ваша книга была издана под псевдонимом, напишете в скобках: псевдоним — ***.
Жанр. Прежде чем заполнить эту графу, изучите описания книг, недавно выпущенных данным издательством. Прикиньте, для какой серии может подойти ваш роман: в этом случае вашу книгу сразу передадут нужному редактору. Описывайте свой жанр в тех терминах, которые использует само издательство.
Будьте осторожны со словом «мейнстрим»: если на Западе это устоявшийся термин, в России его до сих пор путают с «популярной литературой». Лучше, если вы напишете следующим образом: «любовный роман / историческая драма» или «мистика / детектив». Но даже если вы написали книгу на стыке десятка жанров, не увлекайтесь перечислением: два элемента — это максимум, иначе у редактора возникнет ощущение, что вы сами не знаете, о чем ваша книга. К тому же секретарю, принимающему самотек, будет сложно решить, кому именно отдать вашу заявку. А это всегда приводит к задержке в рассмотрении.
Объем. книги традиционно определяют в авторских листах (сокращенно — а.л.). 1 а.л. = 40.000 знаков с пробелами. Количество знаков с пробелами округлите до десятых долей.
Если вы подаете заявку в зарубежное издательство, объем надо указывать в количестве слов. Объем стихотворных произведений определяется в количестве строк.
Целевую аудиторию книги нужно описывать, исходя из возраста, пола, места жительства, уровня доходов, образования и специальных интересов читателей.
Если вам трудно определить свою целевую аудиторию, зайдите в книжный магазин и поговорите с продавцами: кто чаще всего спрашивает такие-то книги? (Подробности см. в статье "Рекламируем книгу до ее выхода").
Аннотация не должна превышать одного-двух абзацев. Не нужно пересказывать весь сюжет: достаточно обозначить время, место действия, главных героев и ответ на основной вопрос: о чем ваша книга?
Аннотацию можно построить по следующей схеме: Когда? — Кто? — Что сделал? — Что решил?
«Когда?» — это экспозиция: укажите изначальные условия развития сюжета.
«Кто?» — дайте определение главному герою: студент, врач, инвалид войны и т.п.
«Что сделал?» — это завязка. Что именно послужило отправной точкой сюжета?
«Что решил?» — опишите действия главного героя.
При написании аннотации авторы мейнстрима и интеллектуальной прозы неизменно сталкиваются с проблемой: как вместить в один-два абзаца всю психологическую сложность романа, его идеологию и красоту? Ответ: никак. На данном этапе вам нужно показать редактору, что тема вашей книги подходит для издательства: качество текста будет оцениваться потом. Так что не тратьте время на фразы типа «Это тонкая вдумчивая проза» или «Мой роман полон искреннего лиризма». Любой графоман верит в то, что он пишет «вдумчиво» и «искренне».
Не берите за образец аннотации с задних обложек опубликованных книг. Во-первых, многие из них откровенно плохо написаны. Во-вторых, когда роман предлагают читателю, ссылки на художественные достоинства вполне уместны: в издательстве роман уже прочитали и оценили по достоинству. А когда автор сам пишет о свежести идей и богатстве языка, это выглядит как минимум по-дилетантски.
Еще раз подчеркну: аннотация, предназначенная для издательства, должна отвечать на вопрос: «О чем эта книга?» Ничего лишнего добавлять не нужно.
Об авторе. Указывайте только то, что имеет отношение к делу: возраст, образование, предыдущий литературный опыт. Нет нужды перечислять все «Рекламные правды» и «Вестники вагонника», в которых вы печатались. Достаточно упомянуть «публикации в местной прессе». Исключения — СМИ федерального уровня. То же самое касается предыдущих книжных изданий: ограничьтесь перечнем издательств — если эти издательства на слуху. Указывать названия книг не нужно.
Если у вас есть ресурсы по раскрутке вашего произведения, обязательно упомяните их. Например, вы являетесь ведущим на радиостанции или имеете свой сайт с приличной посещаемостью.
Контактная информация
Всегда указывайте почтовый индекс.
Если вы живете за пределами московского часового пояса, всегда указывайте разницу во времени, иначе вам могут позвонить в три часа ночи.
Если у вас нет e-mail — заведите. Практически вся переписка между издательствами и авторами ведется по электронной почте.
Если у вас нет сайта — задумайтесь о том, чтобы его сделать. Это совершенно необходимый инструмент пиара для начинающего автора.
Общие правила
- Сократите текст заявки до минимума. Экономьте время редактора. Если ему будет лень читать ваше письмо, то он, скорее всего, отложит его в сторону, а потом и вовсе про него забудет.
- Не присылайте заявку в виде приложенного файла — если об этом не просят специально.
- Используйте стандартные шрифты (Times New Roman, Arial, Courier) 12 размера черного цвета. Избегайте излишних подчеркиваний и выделений жирным шрифтом. Текст не форматируется по правой стороне. Между абзацами ставится двойной пробел. Междустрочный шаг — 1,5 интервала. Если вы распечатываете письмо, проследите, чтобы у него были большие поля. Они могут потребоваться для редакторских пометок.
- Тщательно проверьте текст заявки. Ошибки в рукописи еще более-менее простительны; ошибки в корреспонденции выглядят в высшей степени непрофессионально.
Чего НЕ следует упоминать в заявке
- Цену на вашу рукопись. Также не стоит просить редактора выслать вам договор и задавать вопрос, сколько издательство заплатит вам за книгу. Если вашу рукопись примут в печать, вам все объяснят.
- Не спрашивайте, может ли редактор порекомендовать вам другое издательство, куда стоит обратиться. Это не его работа — пристраивать вашу рукопись.
- Не угрожайте отдать свое произведение в другие издательства.
- Не пишите, что думаете о вашем произведении вы сами, ваши друзья и родственники.
- Не пишите фраз типа «Я знаю, что вы обычно не публикуете эротические книги, но сейчас как раз назрел момент, чтобы попробовать».
- Не предлагайте переписать ваше произведение, если редактору что-либо в нем не понравится.
- Не пытайтесь льстить издательству и лично редактору.
- Не прикладывайте к письму свои фотографии и другие, не относящиеся к делу материалы. То же самое касается ненужных сведений о ваших хобби, семейном положении и т.п.
- Не спрашивайте редактора о направлениях деятельности издательства и о том, какие именно рукописи оно принимает. Это сразу демонстрирует, что человек писал «на деревню дедушке».
- Не сравнивайте свою книгу с произведениями классиков. Фраза «Мой роман — это новый "Тихий Дон"» не произведет на редактора никакого впечатления. Он уже видел и нового «Капитана Врунгеля», и нового «Идиота».
- Не вставляйте в письмо зажигательных призывов вроде «Только сегодня у вас есть шанс заработать миллион на чудесных сказках обаятельной писательницы Натальи Неплюймухиной!»
Не пишите так никогда
Нижеприведенное письмо -- это сборник всех мыслимых ошибок, которые может допустить автор, обращаясь в редакцию или к литературному агенту:
Уважаемая редакция! (звучит как письмо в провинциальную газету. Если вы не знаете, как зовут редактора, пишите "Добрый день!" -- это беспроигрышный вариант).
Моя новая книга "Гарантированный успех меча" не знает аналогов (Знает, знает. Ничто не ново под луной). Я уже публиковал ее за свой счет (Не упоминайте о самиздате -- это не прибавляет вам очков. Скорее означает, что вы уже пытались продать рукопись, но на нее никто не позарился) и все мои друзьям сказали, что им очень понравилось (мнение ваших друзей не имеет никакого значения).
Я знаю, что вы просите не присылать вам весть текст сразу, но поверьте, как только вы начнете читать мой роман, вы не сможете оторваться (невыполнение инструкций -- практически гарантированный отказ). Файл очень большой, но не пугайтесь -- в книге много иллюстраций, которые нарисовал мой брат, очень талантливый художник из народа. Он же нарисовал замечательную обложку (худлит очень редко печатают с иллюстрациями; художника для обложки выбирает издатель, так как внешнее оформление книги должно вписываться в определенную серию).
Сейчас в книжных магазинах слишком много мусора, язык не поворачивается назвать это литературой (никогда не ругайте других авторов), и мой роман -- это круче, чем Гарри Поттер (не сравнивайте свою книгу с бестселлерами). Это ваш единственный шанс заработать миллионы (автор понятия не имеет, как работает книжный бизнес). Я уже обращался в издательства "Эксмо", "АСТ" и "Олма-пресс", но мне ничего не ответили. Не понимаю, кто у них там вообще сидит на приеме рукописей? (очередной признак непрофессионализма).
По поводу синопсиса, который вы просите прислать. Зачем тратить время на какие-то синопсисы, когда у вас уже есть готовая книга? В ней все сказано (автор не понимает, как работает издательство).
Мне сложно определить жанр, в котором я пишу: такого еще не придумали. Это книга о любви к Жизни и к Женщине, замешанная на магии и похищении Великого Талисмана Власти. В ней много философских размышлений, но есть место и дракам, и юмору, которые так любит современный читатель. (автор плохо начитан и не разбирается в современной литературе).
По поводу объема. Я не знаю, что такое "а.л.", но моя рукопись, если ее распечатать, будет толщиной примерно в полпальца. Это где-то 400 страниц мелкого шрифта. (автор не сделал "домашнее задание": узнать что такое "авторский лист" -- это две минуты поиска в Яндексе).
Об авторе: Копиркин Сережа Эдуардович, 37 лет, имею троих детей и высшее образование (эти сведения не имеют отношения к делу). Живу в городе Великие Бадьи. У нас очень красивая природа, так что приезжайте в гости (лишнее).
Я бы хотел, чтобы мою рукопись сразу принесли главному редактору Вашего уважаемого издательства (автор не понимает, как работает издательство). Я видел его фотографию в интернете и мне показалось, что он честный и образованный человек с тонким литературным вкусом. (крайне неудачная попытка польстить).
Копирайт на мою книгу зарегистрирован официальным путем, и я присылаю вам свою рукопись, надеясь на вашу порядочность. (откровенное хамство).
С уважением и надеждой, ("надежду" убрать)
Сережа Эдуардович (это мой псевдоним) (no comments)
#2
Отправлено 20:32:15 - 30.07.2009
#3
Отправлено 03:38:59 - 01.08.2009
Интересно, почему всем этим издательствам так важно моё паспортное имя? Чтобы исключить возможность подлога или плагиата? Но это скорее должно волновать меня, чем издателей. Я вас умоляю, только не надо мне говорить, что любая мало-мальски серьёзная организация вычислит моё имя и адрес за минуту, - я и так это знаю. Но у меня свои принципы и идеалы, взращённые на почве из фантазий и унавоженные киберпанком.
Впрочем, если дело когда-нибудь дойдёт до бумажных публикаций, я могу назвать и неправильное имя. Основной Закон Земли: "Ложь не считается ложью при ответе на вопрос, который спрашивающий не должен был задавать". Надо будет только заранее узнать, не создаст ли это какие-нибудь проблемы - ну, там, подписи на контрактах или ещё какая-нибудь скучная занудная чепуха.
#4
Отправлено 05:38:44 - 01.08.2009
Тоже скинул себе в блокнотик. Цитата.
#5
Отправлено 11:56:26 - 25.07.2010
#6 Гость_Executor_*
Отправлено 16:59:09 - 13.11.2019
Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах.
Не думаю, что книги могут совсем исчезнуть, пока есть хоть один человек, любящий бумажную книгу. А таких не мало до сих пор. Пропорционально интересу (спросу) доля бумажных книг будет либо увеличиваться, либо уменьшаться, нулевой она не станет никогда.Так что же интересует редактора? Его интересуют два фактора: финансовый и человеческий, читательский.
#7
Отправлено 17:43:01 - 20.12.2019
Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах.
Или издательствам можно не волноваться, и всё равно поток авторов будут получать (есть иные объективные причины обращаться именно в издательства, а не на специализированные сайты)
Поток авторов никогда не исчезнет. Даже если будут на издание отдавать бесплатно среднего качества романы. По тем или иным причинам многие и бесплатно готовы без гонорара отдать на печать)).
Исчезнуть могут покупатели книг. Ввиду электронных читалок, так же маленького размера квартир.
Сейчас в мегаполисах, в той же самой Москве, очень дорогое жилье, каждый квадртаный метрт на счету. Где им хранить тонны прочитанных книг))? Разок прочитают, и все. А дешевле и лучше скачать бесплатно, потом прочитать на электронной читалке)).
Сообщение отредактировал SSSlava: 18:17:22 - 20.12.2019
#8
Отправлено 21:02:54 - 20.12.2019
Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах.
Или издательствам можно не волноваться, и всё равно поток авторов будут получать (есть иные объективные причины обращаться именно в издательства, а не на специализированные сайты)
Меняется в сторону маргинализации издательств.
#9
Отправлено 23:53:56 - 20.12.2019
Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах. Или издательствам можно не волноваться, и всё равно поток авторов будут получать (есть иные объективные причины обращаться именно в издательства, а не на специализированные сайты)
Электронная книга - это тоже книга. Не просто текст, а продукт работы как автора, так и корректора, редактора, художника, верстальщика. Отдельная история - дистрибьюция. Так что за издательства особо переживать не стоит, они как выполняли техническую работу, так и будут выполнять. Всегда будут те, кто издаёт книги, появление электронных книг - просто смена технологии. Тебе, Пёс, надо было уточнить о каких книгах ты говоришь. Если о бумажных книгах, то да, наверное, им не долго осталось. А книга в широком понимании, как носитель информации, останется, только в виде цифрового продукта.
#10
Отправлено 08:37:17 - 21.12.2019
Может быть, не прав: ощущение, что сейчас автор может всё это сделать без участия издательств, наняв людей со стороны или у друзей, если имеются, попросить.
Человек вообще может всё сам, и картошку вырастить, и дом построить, и лапти себе сплести. Но люди готовы платить за удобство, сервис, профессионализм. Можно и самому издать книгу, но это прям не совсем легко. Тем более, люди разные, человек может просто не сообразить как. Так что я уверен, что уж совсем издательства не исчезнут, но вынуждены будут поменять какие-то принципы работы. Ну и ужаться рынок может.
А вот сбыт товара... Принадлежность к определённому издательству, наверное, как бренд идёт, то есть можно обращаться туда ради имени, но тогда уже со всеми вытекающими (что со стороны вряд ли кого возьмёшь )
Реклама и дистрибьюция порой сложнее процесса издания. Тут без издательств тяжко, у них налажено, а самостоятельно сложно, тем более, если имя не на слуху.
#11 Гость_Executor_*
Отправлено 22:34:46 - 21.12.2019
Помнится, когда-то, в не столь ужасной древности 90-х рекламировали книгу никому особо не известного автора Пелевина Виктора. Как сейчас помню, "Чапаев и пустота". По телеку. Наверное, не обошлось без любимых ВОПом олигархов.Реклама и дистрибьюция порой сложнее процесса издания. Тут без издательств тяжко, у них налажено, а самостоятельно сложно, тем более, если имя не на слуху.
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей