IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


Фотография

Как писать заявку в издательство!


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 10

#1 Летящий

Летящий

    ИнНой окутанный сумраком

  • Путники
  • PipPipPipPip
  • 335 сообщений

Отправлено 11:21:38 - 03.07.2009

Многие российские издательства принимают сейчас рукописи в электронном виде, и это значительно облегчает жизнь писателям: им не приходится тратиться ни на распечатку, ни на почтовые расходы. Однако некоторые издательства придерживаются старой доброй традиции и принимают рукописи только в бумажном варианте. То же самое касается большинства «толстых» литературных журналов.

Для начала разберем, что вам нужно для того, чтобы предложить книгу для публикации.

1) Найдите в базе данных издательства, которые специализируются на вашем жанре. То же самое можно сделать в сетевом или обычном книжном магазине. Прикиньте, на какой полке (в каком разделе) должно появиться ваша работа.

2) Внимательно изучите сайты издательств — проверьте их ассортимент, ознакомьтесь с сериями и — самое главное! — с требованиями к новым авторам.

Если никаких специальных требований нет, можно следовать нижеприведенным инструкциям: они универсальны.

3) Если на сайте указан e-mail для рукописей, отправляйте предложение на него. Если имеется только общий адрес, нужно позвонить в редакцию и узнать, куда и на чье имя можно прислать заявку.

К разговору с секретарем издательства надо подготовиться. Секретарь спросит вас, в каком жанре (на какую тему) вы пишете и каков объем вашего произведения в авторских листах. Отвечать надо четко: не мистическо-эротический триллер с элементами истории и фантастики, а «любовное фэнтези».

Если жанр и тема подходят, секретарь либо свяжет вас с редактором, либо даст вам общий адрес для рукописей.

4) Затем вам нужно подготовить следующие документы:
а) заявку,
б) синопсис (для худлита) или коммерческое предложение (для нон-фикшен),
в) рукопись.

Переговоры с издательством всегда начинаются с заявки, в которой автор предлагает к публикации свою книгу. Она содержит все необходимые сведения о произведении и об авторе. Человека встречают по одежке, а литературное произведение — как раз по этому письму, так что к его составлению нужно отнестись со всей серьезностью.

Заявка в духе «Предлагаю вашему издательству роман "Белые тапочки". С уважением Пупкин В.И.» никуда не годится. Она не отражает ни жанра, ни профессионального уровня автора, не говоря о прочих существенных деталях.

Так что же интересует редактора? Его интересуют два фактора: финансовый и человеческий, читательский. Как правило, редакторы страстно любят литературу и радуются удачным находкам, как старатели, обнаружившие золотой слиток.

Покажите, что издатель сможет заработать на вашей книге, — и вы получите контракт. Соблазните редактора вкусно написанной заявкой — и он прочитает вашу книгу быстрее.

Как заинтересовать редактора?

Письмо в издательство можно начать так:

Сразу о деле


В первых строках надо дать понять, о чем ваша книга. Но этот вариант подходит только для произведений с сильной информационной составляющей.

«Белый Шанхай» — это роман о судьбах белогвардейской эмиграции в Китае. В 1922 году эскадра адмирала Старка с тремя тысячами русских беженцев прибыла в шанхайский порт. У них не было ни денег, ни связей, ни знания иностранных языков. Единственное, что они привезли с собой — это оружие.

Сюрприз

Начало «с сюрпризом» — это остроумная фраза, впечатляющая статистика, неожиданная цитата или шокирующая ситуация.

По данным опроса «Всемирной литературной академии» каждый сотый гражданин России хотел бы написать и издать книгу. Речь идет о почти полутора миллионнах человек. В то же время на рынке не существует ни одного полноценного учебника, который бы знакомил начинающих авторов с основами литературного мастерства и писательского бизнеса.

(«Всемирную литературную академию» и статистику я придумала и привожу лишь для примера).

Вопрос

Иногда заявку стоит начать с вопроса, но с этим приемом надо быть осторожным. Редакторский ответ на вопрос «Знаете ли вы, почему коровы не летают?» может быть таков: «Извините, но мне нет дела».

Хороший вопрос подразумевает ответ, который действительно интересен данному редактору. Например, если он ведет серию книг для молодых мам, то его вполне может привлечь следующее начало:

Почему малыш кричит по ночам? Ученые придерживаются мнения, что...


Цитата

Если начало вашей книги звучит интригующе, можно процитировать первые несколько предложений.

Василий Пупкин — человек-загадка. Его имя упоминается в бесчисленном множестве статей, его приводят в пример, о нем придумывают анекдоты. Книга, которую я хочу предлоижть вам, — это биография подлинного героя нашего времени.

Идеальный автор

Можно начать с объяснения, почему именно вы являетесь идеальным автором для раскрытия данной темы.

Я — ветеран французского Иностранного легиона. Десять лет службы в разведке, три ордена и личная благодарность президента республики — вот мой послужной список. Я хочу рассказать о войне, о которой не принято говорить вслух, но которая имеет огромное значение...

------------------------------------------
Рекомендую ознакомиться со статьей "Что такое "питч"? Позиционирование книги"
------------------------------------------

Заявку можно составить и так:

Уважаемая Лариса Ивановна!
Позвольте предложить вашему издательству мой роман:

Название произведения: «Белые тапочки».
Автор: Василий Пупкин.
Жанр: городское фэнтези. Книга подходит для серии «Магические огни».
Объем: 10,3 а.л.
Целевая аудитория: молодые люди 17-30 лет, жители крупных городов со средним и низким доходом, интересующиеся жанром фэнтези и компьютерными играми.

Аннотация: Когда студент Форточкин купил подержанную машину и включил радио, он обнаружил странную передачу, которую вел... призрак. Мертвые передавали приветы живым и заказывали для них странные песни. Форточкин решил во что бы то ни стало разгадать тайну паранормальной радиостанции.

Об авторе: Пупкин В.И. — 30 лет, образование — высшее филологическое. Опубликовал ряд статей в местной прессе. Книжных публикаций не было.

Адрес: 555555, г. Большие Кирпичи, ул. Старокирпичная, д. 8, кв. 6.

Телефон: (555) 555-55-55 (Разница во времени с Москвой — 3 часа).

E-mail: vasya@pupkin.kirpich.ru

Сайт: www.pupkin.kirpich.ru

С уважением,
Пупкин Василий Иванович

Разбираем подробно:

Обращение. Если вы знаете, как зовут человека, которому вы отправляете заявку, называйте его по имени и отчеству. Если не знаете, ограничьтесь нейтральным приветствием: «Добрый день!» Никогда не пишите «Здравствуйте, дорогая редакция!» или «Уважаемые господа издатели!» — это напоминает письма в провинциальные газеты.

Автор. В этой строке пишется имя по паспорту. Если вы хотите, чтобы ваша книга была издана под псевдонимом, напишете в скобках: псевдоним — ***.

Жанр. Прежде чем заполнить эту графу, изучите описания книг, недавно выпущенных данным издательством. Прикиньте, для какой серии может подойти ваш роман: в этом случае вашу книгу сразу передадут нужному редактору. Описывайте свой жанр в тех терминах, которые использует само издательство.

Будьте осторожны со словом «мейнстрим»: если на Западе это устоявшийся термин, в России его до сих пор путают с «популярной литературой». Лучше, если вы напишете следующим образом: «любовный роман / историческая драма» или «мистика / детектив». Но даже если вы написали книгу на стыке десятка жанров, не увлекайтесь перечислением: два элемента — это максимум, иначе у редактора возникнет ощущение, что вы сами не знаете, о чем ваша книга. К тому же секретарю, принимающему самотек, будет сложно решить, кому именно отдать вашу заявку. А это всегда приводит к задержке в рассмотрении.

Объем. книги традиционно определяют в авторских листах (сокращенно — а.л.). 1 а.л. = 40.000 знаков с пробелами. Количество знаков с пробелами округлите до десятых долей.

Если вы подаете заявку в зарубежное издательство, объем надо указывать в количестве слов. Объем стихотворных произведений определяется в количестве строк.

Целевую аудиторию книги нужно описывать, исходя из возраста, пола, места жительства, уровня доходов, образования и специальных интересов читателей.

Если вам трудно определить свою целевую аудиторию, зайдите в книжный магазин и поговорите с продавцами: кто чаще всего спрашивает такие-то книги? (Подробности см. в статье "Рекламируем книгу до ее выхода").

Аннотация не должна превышать одного-двух абзацев. Не нужно пересказывать весь сюжет: достаточно обозначить время, место действия, главных героев и ответ на основной вопрос: о чем ваша книга?

Аннотацию можно построить по следующей схеме: Когда? — Кто? — Что сделал? — Что решил?

«Когда?» — это экспозиция: укажите изначальные условия развития сюжета.
«Кто?» — дайте определение главному герою: студент, врач, инвалид войны и т.п.
«Что сделал?» — это завязка. Что именно послужило отправной точкой сюжета?
«Что решил?» — опишите действия главного героя.

При написании аннотации авторы мейнстрима и интеллектуальной прозы неизменно сталкиваются с проблемой: как вместить в один-два абзаца всю психологическую сложность романа, его идеологию и красоту? Ответ: никак. На данном этапе вам нужно показать редактору, что тема вашей книги подходит для издательства: качество текста будет оцениваться потом. Так что не тратьте время на фразы типа «Это тонкая вдумчивая проза» или «Мой роман полон искреннего лиризма». Любой графоман верит в то, что он пишет «вдумчиво» и «искренне».

Не берите за образец аннотации с задних обложек опубликованных книг. Во-первых, многие из них откровенно плохо написаны. Во-вторых, когда роман предлагают читателю, ссылки на художественные достоинства вполне уместны: в издательстве роман уже прочитали и оценили по достоинству. А когда автор сам пишет о свежести идей и богатстве языка, это выглядит как минимум по-дилетантски.

Еще раз подчеркну: аннотация, предназначенная для издательства, должна отвечать на вопрос: «О чем эта книга?» Ничего лишнего добавлять не нужно.

Об авторе. Указывайте только то, что имеет отношение к делу: возраст, образование, предыдущий литературный опыт. Нет нужды перечислять все «Рекламные правды» и «Вестники вагонника», в которых вы печатались. Достаточно упомянуть «публикации в местной прессе». Исключения — СМИ федерального уровня. То же самое касается предыдущих книжных изданий: ограничьтесь перечнем издательств — если эти издательства на слуху. Указывать названия книг не нужно.

Если у вас есть ресурсы по раскрутке вашего произведения, обязательно упомяните их. Например, вы являетесь ведущим на радиостанции или имеете свой сайт с приличной посещаемостью.

Контактная информация

Всегда указывайте почтовый индекс.

Если вы живете за пределами московского часового пояса, всегда указывайте разницу во времени, иначе вам могут позвонить в три часа ночи.

Если у вас нет e-mail — заведите. Практически вся переписка между издательствами и авторами ведется по электронной почте.

Если у вас нет сайта — задумайтесь о том, чтобы его сделать. Это совершенно необходимый инструмент пиара для начинающего автора.

Общие правила

- Сократите текст заявки до минимума. Экономьте время редактора. Если ему будет лень читать ваше письмо, то он, скорее всего, отложит его в сторону, а потом и вовсе про него забудет.

- Не присылайте заявку в виде приложенного файла — если об этом не просят специально.

- Используйте стандартные шрифты (Times New Roman, Arial, Courier) 12 размера черного цвета. Избегайте излишних подчеркиваний и выделений жирным шрифтом. Текст не форматируется по правой стороне. Между абзацами ставится двойной пробел. Междустрочный шаг — 1,5 интервала. Если вы распечатываете письмо, проследите, чтобы у него были большие поля. Они могут потребоваться для редакторских пометок.
- Тщательно проверьте текст заявки. Ошибки в рукописи еще более-менее простительны; ошибки в корреспонденции выглядят в высшей степени непрофессионально.

Чего НЕ следует упоминать в заявке

- Цену на вашу рукопись. Также не стоит просить редактора выслать вам договор и задавать вопрос, сколько издательство заплатит вам за книгу. Если вашу рукопись примут в печать, вам все объяснят.

- Не спрашивайте, может ли редактор порекомендовать вам другое издательство, куда стоит обратиться. Это не его работа — пристраивать вашу рукопись.

- Не угрожайте отдать свое произведение в другие издательства.

- Не пишите, что думаете о вашем произведении вы сами, ваши друзья и родственники.

- Не пишите фраз типа «Я знаю, что вы обычно не публикуете эротические книги, но сейчас как раз назрел момент, чтобы попробовать».

- Не предлагайте переписать ваше произведение, если редактору что-либо в нем не понравится.

- Не пытайтесь льстить издательству и лично редактору.

- Не прикладывайте к письму свои фотографии и другие, не относящиеся к делу материалы. То же самое касается ненужных сведений о ваших хобби, семейном положении и т.п.

- Не спрашивайте редактора о направлениях деятельности издательства и о том, какие именно рукописи оно принимает. Это сразу демонстрирует, что человек писал «на деревню дедушке».

- Не сравнивайте свою книгу с произведениями классиков. Фраза «Мой роман — это новый "Тихий Дон"» не произведет на редактора никакого впечатления. Он уже видел и нового «Капитана Врунгеля», и нового «Идиота».

- Не вставляйте в письмо зажигательных призывов вроде «Только сегодня у вас есть шанс заработать миллион на чудесных сказках обаятельной писательницы Натальи Неплюймухиной!»




Не пишите так никогда

Нижеприведенное письмо -- это сборник всех мыслимых ошибок, которые может допустить автор, обращаясь в редакцию или к литературному агенту:

Уважаемая редакция! (звучит как письмо в провинциальную газету. Если вы не знаете, как зовут редактора, пишите "Добрый день!" -- это беспроигрышный вариант).

Моя новая книга "Гарантированный успех меча" не знает аналогов (Знает, знает. Ничто не ново под луной). Я уже публиковал ее за свой счет (Не упоминайте о самиздате -- это не прибавляет вам очков. Скорее означает, что вы уже пытались продать рукопись, но на нее никто не позарился) и все мои друзьям сказали, что им очень понравилось (мнение ваших друзей не имеет никакого значения).

Я знаю, что вы просите не присылать вам весть текст сразу, но поверьте, как только вы начнете читать мой роман, вы не сможете оторваться (невыполнение инструкций -- практически гарантированный отказ). Файл очень большой, но не пугайтесь -- в книге много иллюстраций, которые нарисовал мой брат, очень талантливый художник из народа. Он же нарисовал замечательную обложку (худлит очень редко печатают с иллюстрациями; художника для обложки выбирает издатель, так как внешнее оформление книги должно вписываться в определенную серию).

Сейчас в книжных магазинах слишком много мусора, язык не поворачивается назвать это литературой (никогда не ругайте других авторов), и мой роман -- это круче, чем Гарри Поттер (не сравнивайте свою книгу с бестселлерами). Это ваш единственный шанс заработать миллионы (автор понятия не имеет, как работает книжный бизнес). Я уже обращался в издательства "Эксмо", "АСТ" и "Олма-пресс", но мне ничего не ответили. Не понимаю, кто у них там вообще сидит на приеме рукописей? (очередной признак непрофессионализма).

По поводу синопсиса, который вы просите прислать. Зачем тратить время на какие-то синопсисы, когда у вас уже есть готовая книга? В ней все сказано (автор не понимает, как работает издательство).

Мне сложно определить жанр, в котором я пишу: такого еще не придумали. Это книга о любви к Жизни и к Женщине, замешанная на магии и похищении Великого Талисмана Власти. В ней много философских размышлений, но есть место и дракам, и юмору, которые так любит современный читатель. (автор плохо начитан и не разбирается в современной литературе).
По поводу объема. Я не знаю, что такое "а.л.", но моя рукопись, если ее распечатать, будет толщиной примерно в полпальца. Это где-то 400 страниц мелкого шрифта. (автор не сделал "домашнее задание": узнать что такое "авторский лист" -- это две минуты поиска в Яндексе).
Об авторе: Копиркин Сережа Эдуардович, 37 лет, имею троих детей и высшее образование (эти сведения не имеют отношения к делу). Живу в городе Великие Бадьи. У нас очень красивая природа, так что приезжайте в гости (лишнее).

Я бы хотел, чтобы мою рукопись сразу принесли главному редактору Вашего уважаемого издательства (автор не понимает, как работает издательство). Я видел его фотографию в интернете и мне показалось, что он честный и образованный человек с тонким литературным вкусом. (крайне неудачная попытка польстить).

Копирайт на мою книгу зарегистрирован официальным путем, и я присылаю вам свою рукопись, надеясь на вашу порядочность. (откровенное хамство).

С уважением и надеждой, ("надежду" убрать)
Сережа Эдуардович (это мой псевдоним) (no comments)





  • 0

#2 Obsemo

Obsemo

    Крылатый

  • Путники
  • Pip
  • 6 сообщений

Отправлено 20:32:15 - 30.07.2009

Я вам скажу как надо писать. Сначала надо чтобы произошло что-то, что вызывает кучу эмоций обычно отрицательных. Потом надо подождать до 4 часов ночи лучше в темноте, и вот тогда начать изливать все, что приходит в голову...
  • 0

#3 Плюмбэкс

Плюмбэкс

    Спец

  • Путники
  • PipPipPipPipPip
  • 582 сообщений

Отправлено 03:38:59 - 01.08.2009

Небесполезный текст, по-быстрому скинул его к себе в блокнотик.

Интересно, почему всем этим издательствам так важно моё паспортное имя? Чтобы исключить возможность подлога или плагиата? Но это скорее должно волновать меня, чем издателей. Я вас умоляю, только не надо мне говорить, что любая мало-мальски серьёзная организация вычислит моё имя и адрес за минуту, - я и так это знаю. Но у меня свои принципы и идеалы, взращённые на почве из фантазий и унавоженные киберпанком.

Впрочем, если дело когда-нибудь дойдёт до бумажных публикаций, я могу назвать и неправильное имя. cool.gif Основной Закон Земли: "Ложь не считается ложью при ответе на вопрос, который спрашивающий не должен был задавать". Надо будет только заранее узнать, не создаст ли это какие-нибудь проблемы - ну, там, подписи на контрактах или ещё какая-нибудь скучная занудная чепуха.
  • 0

#4 Преподобный

Преподобный

    Спец

  • Путники
  • PipPipPipPipPip
  • 560 сообщений

Отправлено 05:38:44 - 01.08.2009

Цитата
Ложь не считается ложью при ответе на вопрос, который спрашивающий не должен был задавать


Тоже скинул себе в блокнотик. Цитата.
  • 0

#5 Edward_M_Grey

Edward_M_Grey

    Крылатый

  • Путники
  • Pip
  • 9 сообщений

Отправлено 11:56:26 - 25.07.2010

Кто-нибудь когда-нибудь в Эксмо пытался пробиться? у них условия ,в принципе, лояльные!
  • 0

#6 Гость_Executor_*

Гость_Executor_*
  • 0 Гости

Отправлено 16:59:09 - 13.11.2019

Ещё раз с удовольствием перечитал этот текст. К вопросу о перманентной важности стилистики корреспонденции.)

Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах.

Так что же интересует редактора? Его интересуют два фактора: финансовый и человеческий, читательский.

Не думаю, что книги могут совсем исчезнуть, пока есть хоть один человек, любящий бумажную книгу. А таких не мало до сих пор. Пропорционально интересу (спросу) доля бумажных книг будет либо увеличиваться, либо уменьшаться, нулевой она не станет никогда.

#7 SSSlava

SSSlava

    Иной

  • Путники
  • PipPipPip
  • 164 сообщений

Отправлено 17:43:01 - 20.12.2019

Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах.

Или издательствам можно не волноваться, и всё равно поток авторов будут получать (есть иные объективные причины обращаться именно в издательства, а не на специализированные сайты)


Поток авторов никогда не исчезнет. Даже если будут на издание отдавать бесплатно среднего качества романы. По тем или иным причинам многие и бесплатно готовы без гонорара отдать на печать)).

Исчезнуть могут покупатели книг. Ввиду электронных читалок, так же маленького размера квартир.

Сейчас в мегаполисах, в той же самой Москве, очень дорогое жилье, каждый квадртаный метрт на счету. Где им хранить тонны прочитанных книг))? Разок прочитают, и все. А дешевле и лучше скачать бесплатно, потом прочитать на электронной читалке)).

Сообщение отредактировал SSSlava: 18:17:22 - 20.12.2019

  • 0

#8 Putnic

Putnic

    Тень

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8 970 сообщений

Отправлено 21:02:54 - 20.12.2019

Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах.

Или издательствам можно не волноваться, и всё равно поток авторов будут получать (есть иные объективные причины обращаться именно в издательства, а не на специализированные сайты)


Меняется в сторону маргинализации издательств.
  • 0

#9 Abver

Abver

    Вторая натура

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 3 210 сообщений

Отправлено 23:53:56 - 20.12.2019

Интересно, книги потенциально могут исчезнуть, если пишущие вместо издательств уйдут в "вольное плавание" с получением дохода за счёт продажи книг на специализирующихся сайтах. Или издательствам можно не волноваться, и всё равно поток авторов будут получать (есть иные объективные причины обращаться именно в издательства, а не на специализированные сайты)


Электронная книга - это тоже книга. Не просто текст, а продукт работы как автора, так и корректора, редактора, художника, верстальщика. Отдельная история - дистрибьюция. Так что за издательства особо переживать не стоит, они как выполняли техническую работу, так и будут выполнять. Всегда будут те, кто издаёт книги, появление электронных книг - просто смена технологии. Тебе, Пёс, надо было уточнить о каких книгах ты говоришь. Если о бумажных книгах, то да, наверное, им не долго осталось. А книга в широком понимании, как носитель информации, останется, только в виде цифрового продукта.
  • 0

#10 Abver

Abver

    Вторая натура

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 3 210 сообщений

Отправлено 08:37:17 - 21.12.2019

Может быть, не прав: ощущение, что сейчас автор может всё это сделать без участия издательств, наняв людей со стороны или у друзей, если имеются, попросить.


Человек вообще может всё сам, и картошку вырастить, и дом построить, и лапти себе сплести. Но люди готовы платить за удобство, сервис, профессионализм. Можно и самому издать книгу, но это прям не совсем легко. Тем более, люди разные, человек может просто не сообразить как. Так что я уверен, что уж совсем издательства не исчезнут, но вынуждены будут поменять какие-то принципы работы. Ну и ужаться рынок может.

А вот сбыт товара... Принадлежность к определённому издательству, наверное, как бренд идёт, то есть можно обращаться туда ради имени, но тогда уже со всеми вытекающими (что со стороны вряд ли кого возьмёшь )


Реклама и дистрибьюция порой сложнее процесса издания. Тут без издательств тяжко, у них налажено, а самостоятельно сложно, тем более, если имя не на слуху.
  • 0

#11 Гость_Executor_*

Гость_Executor_*
  • 0 Гости

Отправлено 22:34:46 - 21.12.2019

Реклама и дистрибьюция порой сложнее процесса издания. Тут без издательств тяжко, у них налажено, а самостоятельно сложно, тем более, если имя не на слуху.

Помнится, когда-то, в не столь ужасной древности 90-х рекламировали книгу никому особо не известного автора Пелевина Виктора. Как сейчас помню, "Чапаев и пустота". По телеку. Наверное, не обошлось без любимых ВОПом олигархов. :biggrin:


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей