Таинственное предсказание Нострадамуса.
Подвешенные в темноте. (новая версия рассказа о Нострадамусе)
Разврат
Цветущий Сад (2 версии)
*** (Про жреца и Ягуара)
266 Дней
Запрещенные Мифы
Холода
Где то между Ленинградом и Москвой
Конкурсное задание
Легенда об Атлантиде
Чижик
Концерт Органной Музыки
Вне каюты:
Фанфики
Круг Силы
Собирающая Звёзды: первая часть; вторая часть
Сезонный Конкурс Прозы
Спасите Дездемону
Главная тайна Города.
Искусство обмена
До и после
Таинственное предсказание Нострадамуса.
Попытка исторической фантастики.
Мишель де Нострадам, больше известный в Провансе под именем Нострадамус - астролог, врач и алхимик - кряхтя выпрямился в неудобном деревянном кресле, растирая опухшие, покрасневшие запястья.
Проклятая падагра! Травяные отвары из конского каштана, мать-и-мачехи и крапивы, которые он ежедневно готовил себе, почти перестали помогать. Да и то сказать, он ведь уже старик. Почти все, с кем Мишель начинал врачебную практику, умерли, не дожив и до пятидесяти. А он, самый старший из них, вот-вот разменяет шестой десяток.
Утро для летнего месяца Juignet * выдалось на редкость прохладным. Суконный домашний камзол, изрядно потертый, но уютный, не согревал. Руки и ступни в штопанных-перештопанных шелковых чулках были холодны как лед. Надо приказать слугe принести бутыль с горячей водой. И шерстяной плед.
В кабинете запахло дымом. Беззубая кухарка Бригитта разожгла на кухне очаг, что бы сварить хозяину кофе. Он один в семье предпочитал этот горький, бодрящий напиток горячему молоку.
За плотно закрытыми ставнями прогрохоталa по булыжной мостовой повозка. Зеленщика или молочника. Визгливо закричала женщина, видимо попавшая под выплеснутое с верхнего этажа содержимое ночного горшка. Протопала под окном сменившаяся ночная стража.
Скоро проснется жена и начнет свою хозяйственную суету. Служанка возьмется за вытряхивание постельного белья, Бригитта отправится на рынок, нянька прочтет с детьми молитвы, оденет их и покормит.
Больше ему сегодня ничего не привидится. Можно идти отдыхать. Химеры посещали Мишеля только в абсолютной пустоте, свободной от света, звуков и запахов. Только в этом случае сознание его могло преодолеть время и пространство, открывая череду видений. Иногда страшных, иногда странных, и, очень часто - непонятных разуму.
Толстые ароматические свечи в серебряных подсвечниках, медный плоский таз с водой из источника святой Терезы, человеческий череп на конторке - это все для услады глаз знатных посетителей, привлеченных его славой астролога и предсказателя. Известность пришла к Мишелю недавно, после опубликования первой книги катрeн **, и, видит бог, он ее не ждал и не желал. Тем более, что тогда им заинтересовалась Инквизиция. И только покровительство Екатерины Медичи спасло его от неприятностей.
К Мишелю приходило много народа, молодого и не очень - проситься в ученики. Он заставлял их смотреть в таз с водой из святого источника и рассказывать, что они видят. Часть просителей, морща плоские лбы, безуспешно пыталaсь разглядеть хоть что-нибудь на поверхности воды. Часть тут же бойко начинала рассказывать о землетрясениях, морах и наводнениях, поднимающихся к ним со дна посудины. И тех и других Нострадамус велел гнать со двора.
Однажды к нему пришел юноша, судя по одежде и манерам - из одного из бедных кварталов города. Подмастерье или ремесленник в порванных башмаках. На таз с водой он даже не потрудился взглянуть и заявил, что видения рождаются лишь в голове. Мишель спросил юношу, умеет ли тот читать и писать. И получив отрицательный ответ, выдал тому 10 ливров и попросил слугу проводить юношу со двора. Учить юнца грамоте, начинать все сначала, Мишелю не захотелось. На прощанье расстроенный мальчик посмотрел предсказателю в глаза.
- Я знаю, когда вы умрете, Мессир.
- То же мне. бином Ньютона - непонятно ответил ему Мишель. И расссмеялся.
Прошедшей ночью у астролога было три видения. Они не легко дались ему. Ломило затылок. Кружилась голова. Так бывало, когда сознание его пыталось пробиться в слишком далекое будущее, болезненно будоража ум и сердце.
Иногда Мишеля тревожило, что когда-нибудь он заглянет в совсем уж необозримую даль и увидит там такое, что сердце его не выдержит. Он старательно гнал от себя эти мысли.
Астролог, медленно водя искривленным пальцем по строкам на желтоватой, плотной, в древесных прожилках бумаге, прочитал первый сегодняшный катрeн, написанный летящим неразборчивым почерком. Днем он перепишет его набело дорогими чернилами из орешков дуба с камедью, которые готовил ему местный аптекарь.
Черный лицом и опасный душою
Царь воспарит над заморской страною.
Спешит остаться в дураках
Колосс на глиняных ногах.
Черный лицом - не иначе как мавр. Империи приходят и империи уходят. Вот и еще одна страна, которой, возможно, еще нет на карте, всплывает в океане истории прогнившим брюхом кверху.Следующий катрен предвещал пожар и связанные с ним бедствия в далекой северной земле.
Мишеля давно не удивляло, что страшные видения приходили к нему чаще всех остальных. Мир жесток. Мир несправедлив. Но именно таким его создал Творец и люди, возможно, не достойны другого.
Пожар бетонного дворца -
Начало страшного конца.
И пепел злой звезды Полынь
Покроет множество святынь.
Подвешенный в безвременьи червяком на крючке, не способный отвернуться или закрыть руками лицо - сколько же он всего успел повидать!
Он видел огромных рыб с чревом, набитым людьми, опускающихся на дно.
Он видел змей, раздутых человеческим мясом, исчезающих в круглых отверстиях в горах, ведущих, наверное, в саму преисподнюю.
Он видел стальных быстрых птиц с погонщиками, полулюдьми-полуобезъянами ***, сидевшими у птиц в единственном глазу.
Но, слава Создателю, ни разу не пришлось ему видеть, как мир, то ли стоящий на трех китах, то ли вращающийся вокруг Солнца, как заявит через сто лет один сумасшедший ученый, рассыпается в прах.
Мишель вспомнил свою вчерашнюю химеру. Отвратительную и одновременно притягивающую своим уродством: чудовище в металлической чешуе, плывущее в мертвом океане звезд. Чудовище только-что породило Голема. Перекрученная металлическая пуповина еще тянулась между ними. Голем был пугающе похож на человека. На крупной гладкой, лысой башке сверкали кровью четыре буквы: три "Se" и одна "Пе". Голем бессмысленно, как младенец, размахивал непомерно раздутыми руками и ногами. Казалось, еще немного и он начнет пускать пузыри головой без лица.
Третье сегодняшнее видение пришло к нему почти под утро. Болезненно укололо висок, приоткрылось мутной картинкой. Человек сидел за светящимся изнутри черным ящиком. Пальцы его непринужденно порхали по неровной черной же доске с четко вырезанными на ней рунами.
Катрен, который ему удалось записать, не имел, похоже, никакого смысла. Такое тоже не редко случалось.
Масками лица закрыты.
Мир, паутиной покрытый.
Ты прикоснешься рукою
К сердцу за бурной рекою.
Пожалуй, сегодня на приеме у графини Сен-Жиль, он порадует присутствующих этим катреном и они вместе посмеются над тяжелой работой странных пауков будущего, соткавших сеть, накрывшую всю Землю.
* Juignet - старофранцузское обозначение Июля
** КАТРЕН (франц. quatrain) - законченная по смыслу отдельная строфа из четырех строк. Метр и расположение рифм не канонизированы.
*** По одной из теорий так виделись Нострадамусу пилоты истребителей в кислородных масках.