Майский король
В тронном зале, пышно украшенном зеленью и цветами, яблоку негде было упасть. Толпившейся народ с нетерпением ожидал, когда распахнутся двери, и королевская чета воссядет на законное место. Тренькнул колокольчик, в зал вбежал мужчина средних лет. Его живое лицо пленяло, но сейчас взгляд приковывали кричаще безвкусные, яркие одежды и шутовской колпак с бубенцами.
- Виват Его Величеству Марку и королеве Роксане! Не стесняемся, дамы и господа, - кричим громче, хлопаем сильней, источаем радость. Виват!
Зазвучала торжественная музыка. В зал вошёл король, смущённо улыбаясь, неуверенно ведя под руку белокурую красотку, с невыразимой грацией ступающей к трону. Народ ощутил запах фиалок, исходящий от королевы.
- Богиня… - Раздавался отовсюду шёпот, - бедный Труффальдо , как он каждый год терпит такое. Даже на день отдавать такую красоту – преступление, неужели ему ни капельки не обидно…
- Шшш. – Шикнул шут, осуждающе поглядывая на расшумевшуюся толпу. – Виват царственной чете, виват.
Присев на трон, Марк восторженно оглянулся вокруг. Его глаза горели ребячьим восторгом.
- Примите корону, мой господин, - услужливо произнёс шут, протягивая Марку головной убор, в который были вплетены зерновые колосья. – Ваш скипетр, милорд. – В руку дан дубовый посох.
- Благодарю, Труффальдо.
- Рад услужить, мессир. В Вашу честь готовят пир. Не хотите пока прогуляться по городу.
- Пожалуй, с радостью. Тем более, я ещё плохо ориентируюсь в городе. Как ты, говоришь, он у вас называется? Майский град?
- Да, мой король, именно так. – Труффальдо посмотрел на до сих пор толпившийся народ. – Можете расходиться и готовиться к завтрашнему празднеству в честь вновь приобретённого короля Марка! – Провозгласил он.
***
- Слушай, Труффальдо, - во время прогулки по городу обратился Марк к мужчине в шутовском колпаке, - почему именно я из всех чужестранцев выбран вашим королём?
- Вы мне сразу понравились, милорд, посмотрев в ваши чистые, незамутнённые, младенческие глаза я понял сразу – вот наш король. Думаю, мои бывшие подданные были рады такому выбору.
- Мне как-то неловко, право. Получается, я отнял у тебя власть…
- Не страшно, Его Величество, я всегда мечтал о славе шута. Приказывайте, я готов на всё. Хотите, бейте меня; хотите – оскорбляйте, если вам станет грустно. Или милорд хочет что-нибудь необычного?
- М… Сходим на базар, посмотрим, как живёт народ?
- Как будет угодно моему королю…
На базаре было шумно. Торговцы подзывали к себе, наперебой предлагая свои товары.
- Хотите рахат-лукум, мой повелитель? Спорим, такого вы ещё никогда не пробовали.
- Давай, Труффальдо…
Пока тот бегал за предложенным, Марк прикрыл глаза «С ума можно сойти от счастья, - мелькнуло в голове - Я – король! Видела бы меня маменька, называвшая бестолочью. Всё-таки не зря я решил попутешествовать по свету!» Краем уха Марк уловил следующее:
- Лодка готова?
- Конечной, осталось её только омелой украсить.
- А стрелы?
- Раскупили. С нетерпением жду завтрашнего. Это так волнительно.
Марк хотел расспросить незнакомцев, о чём они шепчутся, но. открыв глаза, так и не понял, кто говорил. «Надо уточнить у Труффальдо, - решил он, - интересно же, что будет завтра».
- Стой, ворюга! – Раздался грубый голос, и Марк увидел, как за худосочным мальчишкой несётся стражник. Когда тот поравнялся с королём, мужчина перехватил его и, упирающегося, повёл к стражу порядку.
- Пусти, пусти. – Парень пытался куснуть схватившего, лягнуть, но ничего не получалось.
- Спасибо, Ваше Величество. – Благодарно улыбнулся стражник. - Этого паршивца давно следует наказать. Только подумайте, выкрал у господина Рональдо хлеб!
- Я есть хотел… - С бешенством в глазах прошипел парень.
- Отрубим руку, узнаешь, как воровать. – Буркнул стражник, больно стискивая руку. – Пойдём.
- Стой! – Вдруг крикнул Марк. - Давай, выкуплю паренька? Сколько надо?
- Золотой за хлеб, ещё два – за моральный ущерб и мне за хлопоты – два.
- Скажешь Труффальдо, он рассчитается. – Сказал Марк. – Перехотелось лукума, лучше во дворец пойду.
- Одни? Не заблудитесь? Вы же плохо знаете город…
- И то верно. Парень, проводишь меня?
- Ладно…
- Зовут то тебя как?
- Джо.
***
- Милорд, нельзя же так! – причитал Труффальдо, нервно теребя свой шутовской колпак. – Ушли без предупреждения. А мне беспокоиться: вдруг Вас разбойники украли, а когда подошёл стражник с требованием пяти золотых, чуть вообще сердце не остановилось.- Прости, Труффальдо, мне нужно было кое кого покормить…
- Вы завели домашнего любимца, милорд?
- М… Скорей это гость. Он сейчас как раз сидит за пиршественным столом, уплетая за обе щеки индейку.
Труффальдо пошёл взглянуть в тронный зал.
- Джо! – Удивлённо воскликнул мужчина с колпаком.
- Труффальдо, какая встреча! – Паренёк шмыгнул носом. – Мне как раз нужно поговорить с тобой. В прошлом году ты меня на три золотых надул, к тому же из-за тебя Альберт…
-Шшшш… - Приложив палец к губам, Труффальдо многозначительно покосился на Марка. – Не здесь, скверный мальчишка. Поговорим в саду.
Марк подозрительно посмотрел на Труффальдо. Ему всё меньше нравилось, что тут происходит. В свете зажженных ввечеру факелов лицо «шута» выглядело зловещим
- Труффальдо, слушай, я хочу съездить на охоту. Сегодня. Сейчас, чтобы вернуться через несколько дней.
- Простите, милорд, это невозможно до завтрашнего полдня. Сегодня вы не должны покидать город, а после предстоящего праздника я обещаю Вам райскую охоту, мой повелитель.
Внимательно слушавший Джо неприятно ухмыльнулся.
- Так ему и надо, - сказал он едко. – Благодетель, - выплюнув последнее слово, парень вышел из тронного зала.
***
Марку не спалось. В полночь он спустился в библиотеку, сел в глубокое кресло и задумался, положив книгу на колени.- Вы всегда такой задумчивый? - Спросила появившаяся Роксана у него . – Или на вас стеллажи нашей библиотеки произвели такое сильное впечатление.
Марк обвёл взглядом книгохранилище, внутренне соглашаясь, что такого великолепия он ни разу в жизни не видел.
- Скажите, моя королева, что мне делать? При оставшейся у вас королевской власти, вы до сих пор принадлежите Труффальдо. Я не могу посягать на вашу красоту и честь, но и вы не можете оставаться властительницей. Это неправильно и нелепо. Вдруг я захочу жениться, да и вообще…
Вы понимаете меня?
- Не волнуйтесь, Марк, после сегодняшнего празднества всё встанет на свои места.
- Не понимаю Труффальдо. Как мог он променять пышность королевской жизни на одежды шута? Отдать в руки первого встречного власть! Ваш муж – святой, Роксана. Нет, больше, он – воплощение ангела на земле.
- Скорей, бес в белых одеяниях, которые не скроют его черноту. Бедняга Альберт, Горацио, Трувер, Юстас…
- О ком вы говорите?
- О королях мая. Они, подобно вам, вступили в город в первых числах этого месяца. Наши горожане верят, что просыпающуюся природу нужно подтолкнуть к щедрости.
- Как?
- Верней, кем. Знаете, мне надоело закрывать глаза на происходящее. Вы не захотели порочить мою честь, поверьте, за годы находились и такие. Душка Альберт читал потрясающие стихотворения, пусть чужие, но душевные. Я предлагала ему бежать, но он, болеющий меланхолией, мне отвечал, что выхода нет. Представьте, этот чудак решил, что выполняет высшую миссию, которая поможет нашему городу. Он отказался от спасительного плана, а, когда его несли к лодке продолжал, декламировать стихотворение Уильяма Батлера Йитса :
"Будь у меня ковер плетеный райский,
Сотканный золотым иль серебристым светом,
Будь черный, синий иль другой,
Будь цвета ночи, дня иль полусвета он-
Я расстелил б его перед тобой!
Но я бедняк и у меня лишь грезы,
Я простираю грезы под ноги тебе,
Ступай по ним легко, мои ты топчешь грезы..."
- Красиво, - заметил Марк
- Все плакали, но продолжали нести, боясь разгневать природу.
- Жуть.
Роксана согласно кивнула.
- Если всё, рассказанное вами правда, - сказал вдруг Марк, - и вы спасёте меня; я смогу открыть людям глаза на происки Труффальдо.
- Неужели есть выход?
- Не уподобляйтесь романтику Альберту, утверждавшему обратное! У меня созрел план…
***
Все горожане , передавая Марка из рук в руки, несли его над землёй к озеру, где одиноко стояла лодка. Труффальдо подбадривал всех бодрой песенкой, шутил, смеялся, кидал над головой Марка венки.- Виват Его Величеству Марку! Не стесняемся, дамы и господа, - кричим громче, источаем радость. Виват!
- В чём смысл обряда, Труффальдо?
- О, милорд, не беспокойтесь, вы просто должны проплыть на лодке до того берега и обратно. Это поможет плодородию отыскать вход в наш город.
- Хорошо, Труффальдо, но мне боязно. Не хочешь отправиться со мной?
- Нет, милорд, это большая честь. Шут Труффальдо не может разделить её с вами. Я простой шут.
- Бывший король.
- Хорошо. Ваше Высочество, я, пожалуй, скатаюсь с Вами. Но на втором заходике – хорошо? Сейчас эта честь полностью принадлежит Вам.
На голову Марка надели венец из омелы. Оттолкнув лодку, Труффальдо помахал королю. Когда последний уже не мог различить, что делается на берегу, мужчина снял шутовской колпак и взмахнул им. Над озером зазвенели бубенцы, а горожане, принявшие от толкающего тележку толстяка лук и стрелы, подожгли их и запустили в лодку. Лодка принялась пылать.
- Майский король умер. – Склонил голову в скорби Труффальдо. Все горожане повторили его жест. – Да здравствует король!
- Виват королю Труффальдо! – Возопила толпа.
А тем временем, незамеченная никем лодка проплыла к противоположному берегу. На её борту находился Марк и Джо.
- Спасибо тебе. – Обратился бывший король к парню. - Без тебя не знаю, чтобы делал. Я же плавать не умею.
- Остальные короли тоже. – Заметил Джо. – Наверное, это первый вопрос, который задавал тебе Труффальдо?
- Ага. Даже не знаю, как отблагодарить тебя.
- Ну… Спасибо в карман не положишь. Хотя знаешь, насолить гадюке Труффальдо - лучшая награда.
Когда Джо ушёл, Марк задумчиво уставился на берег, где жители продолжали радоваться его смерти.
- То ли ещё будет, дружок… то ли ещё будет.
Эпилог
Жарким августом народ собрался на традиционное заседание, проходящее на улице. Речь взял король Майского Града Труффальдо:- Подданные мои, с гордостью могу сообщить: сезон выдался удачным. Мы смогли собрать много урожая. А всё благодаря кому? Мне. Если бы не было майского жертвоприношения, разве бы природа смилостивилась так над нами?
- Нет!
- Что это значит?
- Виват мудрому, прозорливому Труффальдо!
Труффальдо, сняв с головы корону, начал раскланиваться. Было видно, какая гордость, если не гордыня, плещется в каждом движении короля. Мужчина не заметил, как сзади него появился человек в капюшоне., приведённый сюда Роксаной
- Труффаааальдо… - Заунывно провыл незнакомец. – Обернись, Труффальдо…
Король, узнав голос, побледнел. - Не может быть, - изумлённо произнёс он осипшим голосом. - Ты же умер…
- Верно, Труффальдо. – Откинув капюшон, Марк предстал пред всеми, расписанный белой пудрой. - Однако меня прислали за тобой.
Ноги Труффальдо подкосились, король упал, резко побледнев.
- Граждане города, - обратился ко всем Марк. - Узрите грех, свершаемый вашим королём. Разве урожайность зависит от человеческих жертвоприношений? Разве я не являюсь ответом на этот вопрос? Предлагаю изгнать короля-тирана из Майского града, чтобы никогда незнакомцы не оказывались новыми жертвами. Обещаю быть лучшим правителем. Что скажете?
Вперёд вышел стражник, некогда схвативший Джо:
- Мы не знаем, что можешь предложить нам ты, но согласны попробовать. – Провозгласил он.
- Кто ещё? – Уточнил Марк. Многие зашумели одобрительно, поднимая руки.
- Это конец? – Спросил, поднимаясь Труффальдо, - конец моей власти?
- Я против, - крикнул Джо, - пусть Труффальдо - заноза нашего города, но хотя бы известная.
Вперёд вышла Роксана.
- Если моего мужа изгонят, я последую за ним. – Твёрдо сказала она. Народ ахнул. Марк недоумённо посмотрел на королеву. - Да, последую. Несмотря на все его злодеяния и смерть милашки Альберта, не могу поступить иначе. Предлагаю следующее. – Девушка подошла к Марку. – Вы помните, кто открыл вам правду города и разработал план спасения?
- Конечно, моя королева.
- Пожалуйста, позвольте мужу продолжить руководить городом. Полгода. А оставшаяся часть пусть принадлежит Вам. Согласны?
- Май…
- Забирайте этот месяц себе и располагайте им как вздумается.
Марк задумчиво покусал губу.
- Хорошо, - наконец решил он.
- Не знаю, каковы твои планы, а я желаю быть при тебе шутом, если позволишь. – Предложил Труффальдо, испытующе поглядывая на Марка.
- Согласен. Отвечу схожей любезностью. Кстати, ты у меня, Труффальдо, между прочим три месяца правления отнял.
- Сейчас возмещу, а дальше по договору. Согласен?
- Конечно.
- Тогда, - Труффальдо, сняв корону и водрузив её на голову Марка, надел на себя шутовской колпак и яркие одеяния. – Виват королю Марку!
Народ подхватил:
- Виват Его Величеству Марку! Виват Его Величеству Труффальдо и королеве Роксане! Не стесняемся, дамы и господа, - кричим громче, хлопаем сильней, источаем радость. Виват!