IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


Фотография

Интервью Писателей


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 38

#1 дг сер

дг сер

    Просто Комар

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 762 сообщений

Отправлено 00:05:46 - 19.11.2012

Буду рад, если вы, друзья, будете кидать ссылки на интервью писателей.

Начну первый. Итервью с Терри Пратчетом касаемо его болезни.

«Самое лучшее, что я когда-либо сделал - это встал и сказал: у меня болезнь Альцгеймера»
  • 0

#2 дг сер

дг сер

    Просто Комар

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 762 сообщений

Отправлено 23:54:12 - 19.11.2012

Борис Стругацкий: «Пока не придуман конец, лучше за работу не садиться»
Яркие цитаты из интервью и произведений Бориса Стругацкого: о литературе, обществе, РПЦ и интернете

Об обществе

«Никакое общество, в котором существует свобода слова и мысли, не бывает довольно своей историей и существующим положением дел. В этом залог всех социальных изменений, как революционных, так и эволюционных».

О мифах о вреде интернета

«Интернет-зависимость — нисколько не более опасный зверь, чем ТВ-зависимость, рок-зависимость или, скажем, телефонозависимость. Да, появится слой людей, которые жить не могут без Интернета и вне Интернета. Да, их будут, скорее всего, миллионы. Но их всегда будет меньше, значительно меньше (к сожалению), чем наркоманов, хулиганов и алкоголиков».

О том, что делать, если в России начнут закручивать гайки

«Очевидно, буду жить по принципу: если ничего нельзя сделать, то нужно все видеть, все понимать, не дать обмануть себя и ни с чем не соглашаться. Так в конце 60-х писал замечательный литературовед и публицист Аркадий Белинков — чеканная формулировка modus operandi любого из диссидентов всех времен и народов. А еще буду ждать и надеяться (как рекомендовал еще граф Монте-Кристо)».

О воспитании:

«Я — сторонник создания Высокой системы воспитания, важнейшим элементом которой является обнаружение профессионалами (Учителями) главного таланта ребенка и создание условий для развития этого таланта. Такая позиция легко подвергается сомнению и критикуется, но беда даже не в этом. Мало того, что даже самые общие принципы такой системы еще несформулированы, — совершенно не видно социальных сил, которые были бы заинтересованы в появлении Человека Воспитанного. Ни партий таких не видно, ни классов, ни даже религиозных учений (а они ведь так разнообразны!)».

О том, как писать роман

«Заставить себя “сесть и писать” — вообще, по-моему, самое сложное в писательском деле. Кто-то назвал это: “страх чистого листа”. Плюс природная лень. Плюс окружающие тебя соблазны, не имеющие к работе отношения никакого. Когда работаешь с напарником, все эти трудности преодолевать значительно легче. А “придумывать” вдвоем — вообще сплошное удовольствие. В том числе — писать подробные планы. Главное в этих планах — концовка. Пока не придуман конец, лучше за работу не садиться. Намучаешься, “как раб на галерах”, и бросишь на тридцатой странице, в отчаянии. А когда концовка определена, текст “провешивается” до нее эпизод за эпизодом, причем ты точно знаешь, какой эпизод нужен, а какой — необязателен, можно не писать».

О фантастах

«Фантасты — никудышные пророки и “глашатаи будущего”. Все, что им удается предсказать, либо очевидности-банальности, либо совершенно случайные попадания. Максимум, на что способны самые проницательные из них — угадать “дух” будущего, ауру его, как это удалось Уэллсу и в какой-то степени Замятину. Да от них пророчеств и не требуется. Из задача — показать миры, в которых человеку хочется жить (утопия), или такие, что вызывают отвращение и страх. Они — просто выразители надежд и страхов общества, членами которого им довелось быть. Вот, говорят они читателю, каким мог бы быть мир, в котором ты живешь, и каким он может стать, если не принять меры. По сути, они пишут о настоящем, о том настоящем, которое незримо присутствует здесь и сейчас, которым чревата наша реальность. И правильно делают! Не может быть у писателя более благородной задачи, чем рассказывать о настоящем».

О церкви

«Мне не нравится явное вмешательство РПЦ в светскую жизнь. Это противоречит Конституции и, кроме того, смотрится, как нелепый архаизм. Ей-богу, у нас хватает начальников и без этих монахов в позлащенных одеждах».

О литературе

«Если чего-то и не хватает современной литературе, то хорошего массового читателя. Проблем с героями я не замечал».

«Произведения литературы должны не учить, а вызывать максимум сопереживания. Книга это стимулятор работы души. “Душа обязана трудиться — и день и ночь”. Жизнь тоже такой стимулятор, но — беспощадный. А книга — бережный и добрый».

Цитаты выбраны из интервью Бориса Стругацкого порталам поклонников фантастики.
  • 2

#3 Гость_zirius_*

Гость_zirius_*
  • 0 Гости

Отправлено 16:28:57 - 20.11.2012

Карта OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
(Общее количество ответов: 8620)



Задать свой вопрос | Текущее Off-line интервью | Тематическое интервью



Off-Line интервью с Борисом Стругацким:



http://rusf.ru/abs/int0000.htm

Такое вот интервью, длиной в четырнадцать лет. Кстати, там, в архивах, есть и вопросы наших форумчан. Борис Натанович отвечал, рассказывал, делился - хоть это вряд ли ему легко давалось, все равно что писать рассказ на заданную тему. Самое длинное в истории интервью, если не ошибаюсь. Вряд ли что-то подобное было и вряд ли будет.

#4 дг сер

дг сер

    Просто Комар

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 762 сообщений

Отправлено 20:20:02 - 24.11.2012

Лукьяненко о Борисе Стругацком (видео).
  • 1

#5 hodo

hodo

    не побрился, стал как кактус - у меня колючий статус..

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPip
  • 963 сообщений

Отправлено 11:53:04 - 08.12.2012

Друг нашёл в сети интересное литературное изыскание, делюсь с Вами..

Шила в мешке не утаишь, или крах "шолох оведения"

>





> ALEXANDER J. ZHISLIN

>

> Эдуард Кукуй

>>

>>Несу читателям сенсацию: лауреат Нобелевской премии в области литературы Михаил Александрович Шолохов <<Тихий Дон>> не украл! Он его не украл, а получил в подарок.

>>

>>Вы заинтригованы, читатель? Это хорошо. Но не с руки мне так сразу взять и поднести вам эту сенсацию, как сказал бы Бендер, на блюдечке с голубой каемочкой. Не торопите меня, пожалуйста, а лучше скажите, знаете ли вы, что такое <<литературный проект>>? Не знаете? О, в преуспевающих издательствах современной России это секрет Полишинеля. Печатать роман какого-нибудь случайно зашедшего в издательство Иванова, Петрова или Сидорова (тем более -- Кацмана, Рабиновича или, скажем, Ицковича) с его именем на титуле там не будут, но

рукопись могут взять и даже автору заплатят, только издадут его книгу

под другим именем, более угодным, <<раскрученным>> и сулящим доход в

рамках программы, которая и называется <<литературный проект>>.

>>Вот как разъясняет эту тему известный писатель Анатолий Гладилин (цитирую его статью в <<Панораме>> за 23-29 января 2002 г.): <<...Фридрих Незнанский за несколько лет успел написать больше, чем самый плодовитый писатель мира Александр Дюма-отец за всю свою жизнь. Сия загадка так бы и осталась для меня тайной, если б я не издавался в том же издательстве, которое выпускает, примерно раз в месяц, по новому детективу Незнанского. Поэтому в коридоре я видел Незнанского No.2, Незнанского No.3, Незнанского No.4... Спешу успокоить самого Фридриха

Незнанского: литературные негры вели себя скромно, никто не кричал,

что пишет книги за великого мэтра, однако в редакции все всё знают. И

когда я сказал: <<Бедные литературные негры>>, -- на меня насмешливо

посмотрели и ответили: <<Не такие они уж и бедные>>... (Далее у Гладилина

пример с Полиной Дашковой, которая <<преспокойно выступает по

телевидению, хотя всем известно, что на нее работает бригада

стахановцев>>. -- С.И.) Бригадный метод гарантирует производство от

срывов и простоев>>.

>>Почему гарантирует? Потому что метод хорошо уже отработан. А в шолоховские времена эта технология только-только осваивалась и по-настоящему еще разработана не была, поэтому по недосмотру не так гладко получалось. Впрочем, и сейчас бывают ляпсусы. Вот, например, моя жена, читая детектив Донцовой более внимательно, чем та бы желала, обнаружила в нем нестыковку двух линий повествования и никак не могла уяснить, от кого же из двух персонажей романа появился у тамошней <<девицы>> сынок. Видно, разработка этих сюжетных линий была

поручена разным <<соавторам>>, они свои куски творили отдельно, а когда

все куски соединили, то в спешке нестыковочку проморгали. Вот как

бывает, но ведь читать внимательно вовсе не обязательно. Сколько

читателей было у Шолохова, а читали до поры невнимательно. Между тем,

нестыковки и ляпсусы органически присущи бригадному методу

писательства. Раньше или позже они непременно должны обнаружиться.

>>И они обнаружились, когда за дело взялся настоящий Детектив, Лингвист, Литературовед, Исследователь -- всё с большой буквы! Его имя -- Зеев Бар-Селла. Возможно, читатель, вы помните это имя. Я уже о нем писал. Правда, давно, шесть лет назад, в статье <<Действующие лица и исполнители>> (<<Реклама>> No. 33, 1997). О нем я узнал тогда из публикации в израильской газете <<Вести>>, перепечатанной затем в трех номерах нью-йоркской газеты <<Еврейский мир>>. Бар-Селла проделал колоссальную, титаническую работу по расчистке исходного (конечно, отнюдь

не перу Шолохова принадлежавшего) текста <<Тихого Дона>> от

привнесенного в него <<бригадой>> мусора. Он работал много лет и

однажды, когда докопался до сути, предложил французскому издательству

две книги: отчет о своих разысканиях и восстановленный им текст романа

<<Тихий Дон>>. Издательство согласилось, но советское (тогда еще

советское) посольство во Франции резко возразило и даже угрожало

какими-то карами, так что французское издание так и не состоялось.

>>Зато теперь итоговая и гораздо более полная книга Бар-Селлы под названием <<Литературный котлован>> будет издана в Москве. Об этом сообщила <<Новая газета>> (23 июня с.г.) статьей Николая Журавлева под красноречивым заголовком <<Они писали за Шолохова. Самый грандиозный литературный проект ХХ века>>. У меня нет сомнения, что книга Бар-Селлы будет переведена на разные языки и станет бестселлером во многих странах, потому что интереснее её вряд ли можно что-либо вообразить.

>>Прежде всего -- об авторе, человеке явно незаурядном. Вот что пишет Николай Журавлев: <<Тридцать с лишним лет назад я знал его как Володю Назарова. Весьма амбициозного молодого лингвиста, который свои первые статьи, посвященные древнегреческим текстам, опубликовал в журнале АН СССР еще будучи школьником. Его первая книга по северокавказским языкам была выпущена им в 26 лет, но пошла под нож, поскольку ее выход совпал с отъездом автора на историческую родину его матери... По отцу он -- дальний родственник генерала Назарова,

избранного донским атаманом после самоубийства Каледина>>.

>><<Тихим Доном>> Бар-Селла, по его словам, занялся, приняв в качестве рабочей гипотезы, что автор романа -- это Шолохов. <<Задача, которую я перед собой ставил, -- писал он Журавлеву, -- была чисто академическая: можно ли, не имея уличающих документов, доказать наличие или отсутствие плагиата? Иными словами: может ли сам литературный текст служить уликой в споре об установлении авторства? Мой ответ -- положительный: может! Потому что каждое произведение литературы несет в себе не только неизгладимые черты личности автора

(биографические моменты, круг чтения), но и времени, в которое оно

было написано>>.

>>Каков же приговор автора <<Литературного котлована>>? Не только черты личности автора романа, отразившиеся в основном его тексте, никак не соответствуют личности Шолохова, но и время написания ряда эпизодов, зорко выхваченное исследователем по едва уловимым деталям, официальной версии не соответствует. Например, первая часть романа писалась определенно до войны 1914 года, то есть когда Шолохову было... менее девяти лет! Кто же на самом деле писал роман?

>>Исходные установки для поиска подлинного автора <<Тихого Дона>> Зеев Бар-Селла сформулировал себе так:

>>1. По стилистике подлинного текста автор явно постсимволист и близок к акмеистам. Следовательно, он должен быть их ровесником, а эти последние родились вокруг 1890 года. Значит, надо искать человека, родившегося в это же время.

>>2. Он должен быть родом из области Всевеликого войска Донского, поскольку досконально знает жизнь, быт и историю края и народа.

>>3. Он должен быть хорошо образован.

>>4. Он должен быть литератором, что-то создавшим и публиковавшимся.

>>5. Он должен любить Тургенева и Бунина, что следует из контекста романа.

>>6. Он должен быть белогвардейцем, поскольку жизнь красных, и это очевидно, знает хуже.

>>7. Он должен быть поклонником генерала Корнилова.

>>8. К моменту издания романа (и даже еще раньше) его не должно быть ни в живых, ни в эмиграции. То есть вторая крайняя дата его жизни должна быть около 1920-1922 гг.

>>И Зеев Бар-Селла нашел-таки этого человека! Это Вениамин Алексеевич Краснушкин, литератор, писавший под псевдонимом Виктор Севский. Он родился в 1891 году в станице Филоновской в зажиточной казачьей семье, глава которой выслужил дворянство. Образование получил в Московском университете. С 1908 года -- профессиональный литератор. Редактировал газету. У него было более тысячи публикаций в местных и центральных изданиях, в том числе роман <<Кровавая слава>> (1911 г.) и биографическая книга <<Генерал Корнилов>> (1919 г.) Работая в

Петербурге, написал статью <<Внук Тургенева>> -- это о Бунине. В 1913

году начал писать роман о роковом любовном треугольнике (Степан,

Григорий, Аксинья). Но вскоре началась война, и замысел романа

расширился, потом - революция, Гражданская война. В 1920-м автор с

незаконченной рукописью романа был захвачен красными в

Ростове-на-Дону. Его расстреляли, а рукопись кто-то в ВЧК прочитал и

оценил.

>>Прежде, чем перейти к судьбе рукописи в недрах органов госбезопасности, заметим, что текстологический и литературоведческий анализ сохранившегося литературного наследия Краснушкина-Севского, выполненный Бар-Селлой, подтвердил, что именно он являлся автором большей части исходного текста <<Тихого Дона>>: 1-го и 2-го томов полностью, 3-го -- более половины, 4-го -- нескольких последних страниц. Остальное писала подобранная чекистами бригада литературных <<негров>>.

>>Зачем им это было нужно? Если, по Ленину, кухарку можно было допустить к управлению государством, то и в области культуры необходимо было осуществить подобный революционный прорыв. Согласно теории Ленина, культура всякой нации делится на буржуазную и пролетарскую. Буржуазную культуру -- долой, а пролетарскую культуру предстояло создать и поднять на невиданную высоту. Организованный ради этого Пролеткульт с задачей не справлялся, и тогда ею занялась ВЧК, вскоре преобразованная в ОГПУ (<<Объединенное Государственное

Политическое Управление>>). Там как раз оказалась рукопись, похоже,

уровня Льва Толстого, так что чекистам оставалось только подыскать к

ней классово подходящего автора. То, что у него не было и среднего

образования -- это ничего, это даже было хорошо! Подробнее -- почему

выбор пал на 18-летнего продармейца Шолохова, кто и как работал над

текстом, правя и редактируя его, дописывая недостающее, -- об этом,

пишет Н.Журавлев, мы вскоре узнаем из книги Бар-Селлы. Подождем ее

выхода в свет, а пока порассуждаем.

>>Я воспринял статью в <<Новой газете>> и предстоящий выход в Москве книги, разоблачающей Шолохова (причем, уж на сей раз окончательно и бесповоротно), с большим удовлетворением, поскольку давно был уверен, что такой низкий и подлый человек (<<горький пьяница, хам, завистник, подхалим и антисемит>> -- по характеристике, данной ему в одной из статей 1997 года в <<Рекламе>> Ильей Куксиным) никак не мог быть творцом <<Тихого Дона>>. Но, как ни странно, и статья Куксина, и моя вышеназванная попали под волну критики, на которую мне пришлось

откликнуться новой статьей под названием <<Бог правду видит, да не

скоро скажет>> (<<Реклама>> No. 36, 1997). По поводу названия этой статьи,

заимствованного у Л.Н.Толстого, теперь скажу: ну вот, уже скоро

скажет, наконец! Постфактум говорю спасибо критиковавшему нас

уважаемому автору -- в споре иногда рождается истина. По крайней мере,

мы -- обе стороны -- получаем возможность к ней приблизиться. Перечитав

теперь старые статьи, нахожу, что подписался бы под ними и сегодня.

>>Крушение Шолохова не все воспримут с удовлетворением. Целая когорта высокопоставленных <<шолоховедов>>, многие годы кормившихся прославлением придуманного народного <<гения>>; подхалимы, толпой вертевшиеся вокруг знаменитой станицы Вёшенской, выискивавшие там прототипов Григория Мелехова и прочих персонажей; искатели и изобретатели рукописей, которых не было; те, кто изображал малолетнего Шолохова вундеркиндом, и те, кто придумал, что он был на десять лет старше, чем значилось в паспорте, чтобы представить его имевшим

достаточный для написания шедевра жизненный опыт; сочинители,

утверждавшие, что он, якобы, был красным разведчиком в стане белых;

поклонники, рисовавшие хулигана образцом нравственности и чуть ли не

диссидентом; авторы многочисленных лжесвидетельств и мифов

<<шолоховедения>> -- все они могут остаться без любимой темы, а, значит,

лишиться кормушки. Огорчены будут и некоторые рядовые читатели.

Например, тот, кто в связи с газетной дискуссией написал в газету: <<Я

всегда хотел, чтобы автором <<Тихого Дона>> оставался Шолохов>>.

<<Очень интересная позиция, -- откликнулся я тогда. -- Мне лично ни

такая, ни противоположная мысль в голову не приходила. Единственно,

чего всегда хотел, так это знать правду>>.

>>Итак, теперь абсолютно ясно, что роман <<Тихий Дон>> написан отнюдь не Шолоховым и то, что ему досталась Нобелевская премия, можно считать одним из курьёзов ХХ века. Узнай об этом изобретатель динамита, -- перевернулся бы в гробу.

>>А как насчет других творений Нобелевского лауреата? Хронологически первыми, как известно, были <<Донские рассказы>> (1926 г.) <<Шолоховеды>> это выставляли как факт творческой зрелости Шолохова. Однако, согласно анализу Зеева Бар-Селлы, для компиляции <<Донских рассказов>> гэпэушной бригадой сочинителей были использованы именно фрагменты арестованной рукописи В.А. Краснушкина-Севского, причем не вполне квалифицированно: некоторые фабулы рассказов, указывает Бар-Селла, немыслимы, поскольку разработаны людьми, не знавшими,

например, законов поземельных отношений в области Войска Донского.

>>Следующие за <<Тихим Доном>> книги -- <<Поднятая целина>>, <<Они сражались за Родину>>, <<Судьба человека>> -- никак <<Тихому Дону>> не соответствовали. Они и между собой, как я писал в 1997 году (<<Реклама>> No. 33), не родственны, как будто написаны разными людьми. А роман <<Они сражались за Родину>>, печатавшийся по главам, так и не был завершен. Можно понять, когда смерть автора обрывает нить повествования. Так ведь нет, писатель еще долго и прекрасно жил, резвился и на здоровье не жаловался. Очень похоже, что кто-то за Шолохова писал эти главы,

но потом что-то случилось, и казаку-седоку пришлось спешиться. Оттого

и долгое молчание -- в том смысле, что, числясь писателем, писательскую

продукцию на-гора совсем не выдавал, а только ругался со всех трибун.

>>Окончательно я утвердился в несоответствии Шолохова приписываемым ему творениям (не только <<Тихого Дона>>, но и всех прочих), когда после его смерти прочитал в <<Литературной газете>> большую статью кого-то из шолоховских клевретов, вертевшихся вокруг станицы Вёшенской. Смысл статьи был таков, что весь мир замер, не слыша более голоса гения из этой всемирно известной станицы, а то, что это был невиданный на Земле гений, можно заключить хотя бы из такого факта, что все замыслы только в голове держал, и писал сразу начисто, --

никаких черновиков, никаких записных книжек.

>>Подумать только, воскликнул я тогда, Пушкин писал наброски, зачеркивал, переделывал, снова марал и писал заново. Толстой трудился-мучился, Софью Андреевну извел бесконечным переписыванием. А Шолохов, выходит, писал легко и сразу, как бы по озарению свыше, мук творчества не ведая и зря бумагу не переводя? Ну, тут дело ясное: раз не было у Шолохова архива, значит, не он писал, а кто-то другой или другие.

>>Это было моё мнение. Теперь обратимся к изысканиям Зеева Бар-Селлы. По его заключению, роман <<Поднятая целина>>, хотя и содержит фрагмент (<<корниловский мотив>>), перешедший из <<Тихого Дона>>, то есть из рукописи расстрелянного В.А.Краснушкина-Севского, написан другим человеком. Его личность тоже установлена -- это донской литератор Константин Иванович Каргин. Кроме текстологической экспертизы, здесь интересна удивительная корреляция, обнаруженная Бар-Селлой и поразившая его -- корреляция между датами выхода в свет частей

<<Поднятой целины>> и датами сложной судьбы Каргина. Публикация

<<Поднятой целины>>, как известно, растянулась на долгие годы -- с 1932

по 1960. Начинал Каргин на Дону, но во время войны попал к немцам в

плен, затем остался на Западе невозвращенцем, то есть как бы

<<изменником Родины>>. Однако странным образом в 1959 году кто-то с ним

договорился, он был прощен советской властью, возвратился домой, и уже

через год вышла долгожданная, в течение двадцати лет испрашивавшаяся

читателями у Шолохова вторая книга <<Поднятой целины>>.

>>В предисловии к книге <<Стремя <<Тихого Дона>> (загадки романа)>> Солженицын писал: <<Простым художественным ощущением, безо всякого поиска воспринимается: не то, не тот уровень, не то восприятие мира. Да один только натужный грубый юмор Щукаря совершенно несовместим с автором <<Тихого Дона>>...>> Солженицын не ошибся, но что дивно: даже этот натужный грубый юмор Щукаря не Шолоховым сочинен, этот лауреат всех премий и дважды Герой Социалистического Труда вообще ничего складного написать не мог. Да если бы и мог, то не пожелал бы:

зачем ему самому трудиться, когда с 1923 года у него от ОГПУ полный

пансион и обслуга? Вот что значит Социалистический Труд, которого он

аж дважды Герой, потому что ухитрился всю жизнь не трудиться.

>>Он не утруждал себя даже подготовкой своих речей. Вот удивительный документ, обнародованный Бар-Селлой. Это машинописный текст выступления Шолохова на Втором съезде советских писателей. На нем надпись рукой Шолохова: <<Л.Ф.Ильичеву, дорогому другу и автору сей речуги, -- с поклоном и благодарностью. М.Шолохов. P.S. Аплодисменты -- пополам: мне как исполнителю, тебе -- как автору. М.Ш.>> Л.Ф.Ильичев был секретарем ЦК КПСС, вряд ли он сам писал для Шолохова <<речугу>>, в его распоряжении для этого была большая команда помощников,

умеющих писать, но Шолохову, видно, вручили текст выступления от

имени Ильичева, отчего он и посчитал шефа автором.

>>Самый впечатляющий сюрприз ждет читателей в связи с разысканиями Зеева Бар-Селлы вокруг романа <<Они сражались за Родину>> и в тексте его опубликованных глав. Кто писал эти главы и почему роман не дописан, не завершен? В статье о <<шолоховедах>> и <<шолохолюбах>> в <<Рекламе>> No. 7 этого года я высказал такое предположение по этому поводу: <<А что, если вдруг выяснится, что публиковавшиеся с 1943 года главы романа <<Они сражались за Родину>>, так и не законченного аж за 40 лет последующего здравствования маститого лауреата, принадлежали

не Шолохову, а какому-то, к примеру, работнику фронтовой армейской

газеты?>> Как в воду глядел!

>>Но прежде всего посмотрите-ка, читатель, как в отличие от нас читает тексты Зеев Бар-Селла. Мы читаем быстро и невнимательно, многое при этом не замечаем, а он, присматриваясь к каждому слову, обнаруживает такое, что, собрав это всё вместе, можно было бы издать увлекательную книжку под названием, например, <<Занимательное литературоведение>>.

>>Перехожу к его находкам, которые я не поленился проверить по тексту, и кое-что, приведенное в <<Новой газете>>, уточнил. Персонаж романа <<Они сражались за Родину>> Звягинцев рассказывает, как в мирной жизни получил от жены удар тарелкой по физиономии, на что вскричал: <<Так-то вы, Настасья Филипповна, показываете свою культурность?>> Настасья Филипповна -- так это же из <<Идиота>> Достоевского! Какой писатель остановит свой выбор на этом ставшем классическим имени-отчестве? Никто и никогда! Мало, что ли, других женских имен? А если

пишет литературный батрак, раб? Тогда вполне может поглумиться над

рабовладельцем. Тот не заметит. Зато потом, подумал раб, подобно

пушкинскому Пимену, <<когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд

усердный, безымянный>>, заметит он тогда мои пометы, да и поймет, что

то писал другой!

>>Еще один персонаж романа по фамилии Лопахин <<шмыгнул в сад. Но едва лишь вишневые деревья скрыли его от посторонних взоров...>> Батюшки, Лопахин и вишневый сад -- так это ведь как у Чехова! Прозрачно до издевательства. И опять батрак был уверен, что Шолохов не поймет. Еще там персонаж -- старшина Поприщенко. И эта фамилия вписана неспроста: у Гоголя в <<Записках сумасшедшего>> -- Поприщин.

>>Помню, в старинных среднеазиатских мозаиках среди замысловатых орнаментов и переплетений нам показывали тщательно замаскированный автограф художника. Делать такое было запрещено и опасно, но мастер все же оставлял свое имя. И на живописных полотнах мастеров мы нередко видим их полуспрятанные автопортреты. Вот и тот, кто волей обстоятельств должен был писать за Шолохова, оставлял потомкам свою тайнопись. Она прочитана! -- хочется сейчас ему крикнуть.

>>Но кто он? Не буду вас томить, читатель, вот намёк: книга Зеева Бар-Селлы, которая скоро должна выйти в Москве, называется <<Литературный котлован>>. Это название вам что-то говорит? Да, конечно, была знаменитая повесть <<Котлован>>, и жил, очень плохо жил ее талантливый автор. Процитирую из статьи Николая Журавлева в <<Новой газете>>:

>><<Какого мастера такого уровня в то время можно было заставить стать <<негром>>? Только такого, у которого настолько туго с добыванием хлеба насущного, у которого перекрыты все пути в литературу, у которого плюс к этому серьезнейшие неприятности в семье по части репрессий, что он на всё готов. И этому человеку Шолохов по старой и тесной дружбе помогает (по его же словам) освободить сына... А когда Сталин... советует Шолохову написать очередную эпопею про идущую войну, к кому он мог обратиться за спасением?.. Только к старому другу,

с которым они регулярно пили водку, запершись на кухне в квартирке на

Тверском бульваре>>...

>>

>>Речь идет об Андрее Платонове. Какая там могла быть у него дружба с Шолоховым, мне непонятно. Разве что дружба в кавычках. Принуждение, уламывание непокорного, вплоть до использования для этого репрессивных органов. Шолохов на всё был способен. И Платонов не устоял. Именно в это время -- после всех обрушившихся на него бедствий -- его вдруг оценили, он назначается фронтовым корреспондентом, семья получает денежный аттестат, паек и прочее. Платонову создают условия, и он пишет не свой роман. Сколько успел, сдал заказчику. Умер

-- и дописывать роман уже было некому.

>>Литературный проект по созданию шедевров пролетарской литературы, затеянный в 1923 году чекистами, зачах. Его организаторы и покровители канули в лету, новых энтузиастов для продолжения проекта не оказалось, так что с Платоновым Шолохову пришлось договариваться лично. И замену ему найти он уже не смог. Дальше -- еще хуже, времена стали меняться, средства принуждения уже не те. Что же бедному Шолохову оставалось? Правда, он был совсем не беден и <<негров>> вполне еще мог просто купить. За деньги или за протекции, поскольку везде

имел руку и в самых верхах поддержку.

>>В статье Журавлева и в прежней публикации Бар-Селлы никаких сведений не было о рассказе <<Судьба человека>> (1957 г.), на котором писательская судьба Шолохова завершилась, хотя бражничать ему оставалось еще 27 лет, и если бы он был действительно писателем, то мог бы еще большое наследие оставить. Кто же всё-таки написал <<Судьбу человека>>? У меня была догадка, и я высказал ее в статье, которую выше цитировал. Вот она: <<А что, если рассказ <<Судьба человека>> был написан, к примеру, писателем Анатолием Калининым, автором близкого по

стилю романа <<Цыган>>? Почему он не мог отдать свою рукопись как

взятку ради своего продвижения?>> Эх, провел бы Бар-Селла сравнительный

анализ текстов! А может, он уже это сделал? Буду ждать его книгу с

нетерпением.

>>Можно себе представить, какой переполох она произведет в стране, где ежегодно отмечается День Шолохова и присуждаются премии Шолохова, где каждый школьник его знает, где он уже привычная икона и национальная гордость. Можно представить также и переполох в Нобелевском комитете, когда снова всплывут свидетельства о подкупе общественных деятелей и давлении советских эмиссаров. Ведь действия по блокированию Нобелевской премии Пастернаку и приказ советскому послу в Швеции добиваться ее присуждения Шолохову исходили из

самой высокой советской инстанции -- ЦК КПСС (в недавней статье,

посвященной Пастернаку, я цитировал ныне рассекреченные партийные

Постановления той поры).

>>

>>Так что грядёт буря. Несомненно. Но за нею -- очищение от налипшей лжи.

>>-



  • 3

#6 дг сер

дг сер

    Просто Комар

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 762 сообщений

Отправлено 15:37:35 - 01.02.2013

Интервью Вадима Панова проекту Narr8.
  • 0

#7 дг сер

дг сер

    Просто Комар

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 762 сообщений

Отправлено 00:52:45 - 02.03.2013

Даниэль Клугер: «Сегодня читатель имеет свободу выбора».


— В 1980-х знаменитый Малеевский семинар молодых писателей-фантастов и несколько других литобъединений вобрали в себя множество авторов — с разными политическими убеждениями, разным мировоззрением, в разной мере одаренных и плодовитых. Всех тех, кого чуть позже назвали «четвертой волной». Сейчас, по прошествии многих лет, сложно разобраться, как и почему это произошло. Что за обстоятельства привели к появлению этой странной общности, что объединило столь разных людей, как Михаил Веллер и Эдуард Геворкян, Евгений Лукин и Владимир Покровский, Андрей Лазарчук и Борис Штерн — и так далее, и тому подобное, называю первые пришедшие в голову фамилии?

— Формально это произошло по той же причине, по которой произошло «упорядочение» издания фантастики. То есть, фантастику позволили издавать только в трех издательствах — «Молодой гвардии», «Советском писателе» и «Детской литературе». Плюс издательству «Знание» оставили периодически выходивший сборник «НФ» и одну книгу в полтора года. Я сейчас не говорю о республиканских и областных издательствах, но на уровне союзных дело обстояло именно так. И параллельно начал функционировать Малеевский семинар. Видимо, по замыслу официальных органов, он позволял вести определенный контроль за творчеством и настроением «молодых» литераторов, а на деле — предоставлял отдушину, очень условную, для всех тех, кому не светило издаваться либо вовсе, либо в обозримом будущем.

Общность получилась отнюдь не странная. Конечно, все мы писали по-разному, но для всех существовали несколько обязательных принципов. Например, мы все считали фантастику не формой популяризации научных знаний, а полноценным литературным направлением, а это, естественно, диктовало серьезное отношение к качеству собственных текстов. И если сравнить тогдашние тексты тех, кого вы назвали, с текстами тех, кого тогда печатали в той же «Молодой гвардии» — я имею в виду основную массу, а не, скажем, Булычева или Павлова, — то разница будет налицо.

Кроме того — это была редкая возможность общения. Для меня, например, многие нынешние дружеские связи завязались именно в Малеевке: с Борисом Штерном и Людой Козинец (слишком рано ушедшими, увы), с Виталием Бабенко, с Андреем Лазарчуком, с некоторыми другими моими товарищами. Семинар давал возможность общения и с мастерами — с Евгением Войскунским, Аркадием Стругацким, Дмитрием Биленкиным, Сергеем Снеговым, Павлом Шестаковым, Леонидом Словиным. Где бы иначе, живя в провинции, я мог с ними встретиться?

Наконец, в чем-то — и образовательная функция семинара. Трудно жить в культурном вакууме, пусть и частичном. «Звездные войны» и первого «Индиану Джонса», например, я увидел в Малеевке.

Так что, если попытаться коротко сформулировать, Малеевка (а заодно и некоторые местные семинары — московский, питерский, наш Крымский, которым руководила Светлана Ягупова) объединила людей не по жанру (кстати, редко вспоминают, что это был семинар не только фантастики, но и приключений — среди участников той секции были, например, Н.Псурцев, Л.Млечин). Скорее, это было объединение по культуным и социальным ролям. И в этом смысле Малеевский семинар заслуживает отдельного серьезного исследования. Я не говорю, что о нем мало пишут. О нем упоминают едва ли не в каждой второй статье о фантастике, из-за той самой «четвертой» волны. Но ведь это был, в какой-то степени, педагогический и социальный феномен, и социологам тоже стоило бы заинтересоваться этим явлением. Это не конвент, не литературная студия. Опять же — вспоминают тех, кто потом стал более или менее известным. Но ведь в семинарах участвовало немало таких, чьи имена канули в Лету. Их было значительно больше, чем тех, кто кочует из статьи в статью. Не сомневаюсь, что тут хватило бы материала на хорошую диссертацию по социологии, и удивляюсь, что такой диссертации до сих пор нет.


  • 0

#8 дг сер

дг сер

    Просто Комар

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 762 сообщений

Отправлено 09:32:41 - 30.03.2013

Генри Лайон Олди. март 2013. "Аргументы и Факты".
  • 0

#9 Sh@dow

Sh@dow

    Мизантроп

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 734 сообщений

Отправлено 19:18:01 - 12.04.2013

ЫнтеВРУ Дивова.
Об'екты в зеркале... Вернее:
Время удивлять
  • 1

#10 дг сер

дг сер

    Просто Комар

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 762 сообщений

Отправлено 20:42:34 - 12.04.2013

ЫнтеВРУ Дивова.
Об'екты в зеркале... Вернее:
Время удивлять


Спасибо, Шадоу! Очень годное интервью. Дивов как всегда - говорит просто и по теме =))
Что, кстати, за роман, ты не в курсе? Пошутил автор, или в самом деле что-то готовится?
  • 0

#11 Sh@dow

Sh@dow

    Мизантроп

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 734 сообщений

Отправлено 20:46:33 - 12.04.2013

В ЖиЖе есть, они там, с Ореховым вообще жгут нипадеццки.

martinn
12 апреля 2013, 17:33:30 Local

Ну и мои 5 коп.
Название "Леди не движется" - это не от "Леди исчезает"?

vas_orekhov
12 апреля 2013, 18:56:29 Local

"Леди не движется" - это викторианская сексуальная норма.
Двигаются во время акта только проститутки.

divov
12 апреля 2013, 19:18:43 Local

Слышь, ты знал! :)


  • 0

#12 Джонатан

Джонатан

    Вторая натура

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 2 395 сообщений

Отправлено 23:43:27 - 04.05.2013

Достоверно известно, что в середине 70-х БН несколько лет вел семинар молодых писателей-фантастов при секции н-ф литературы ЛО ССП. Вы не знаете, сохранились ли стенограммы?


  • 0

#13 Гость_zirius_*

Гость_zirius_*
  • 0 Гости

Отправлено 06:52:35 - 15.09.2013

Читаю последние посты Пилюлькина и вот что думаю.

Мне кажется, что в сети должны быть места, где люди известные, пусть писатели, могли бы делиться мыслями без оглядки на общественное мнение. Должны быть сайты, где простым смертным позволителен только режим ридонли, писатели же под угрозой бана не должны раскрывать свое инкогнито. Пусть говорят. Страх разоблачения после двух-трех постов свободного слова придаст общению нужный градус пикантности, к тому же, интересный всем, высокоинтеллектуальный контент привлечет толпы читающих. Я бы с такого сайта не вылезал, ей-богу. Может, кто что слышал, есть подобные места в инете?

Сообщение отредактировал zirius: 06:57:07 - 15.09.2013


#14 Wrundel

Wrundel

    Пена Поппера Ментол

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 286 сообщений

Отправлено 12:20:00 - 15.09.2013

смысл им писать в таких местах? раскрывать и выяснять суть вопросов, делиться идеями, очерчивать исподволь варианты идей, им это не нужно. Это для них непродуктивно в плане творчества. Дарить другим то, что самим нужно. Только если больше не писать им, не издаваться. Только лишь просто быть. Но тогда это уже неписатели. В бытность 19 века или начала 20-го любили прогрессивные интеллигенты собираться в салонах у известных, богатых на приемы и обеды, людей. Художники, поэты и прозаики там клубились, красивые дамы украшали их встречи. Композиторы играли свои композиции, а певцы дарили собранию свои голоса. Но это был узкий по современным меркам круг лиц: делясь друг с другом своими идеями и творчеством, читая пьесы и стихи, исполняя новые муз.произведения - они никак не теряли (даже имея конкурентность между собой ) своё авторство в этом. В инете они тут же всё потеряют и даже никто и не вспомнит о том, что некий N (инкогнито) сказал или выразил ту или иную идею или мысль. Как-то так я понимаю отсутствие таких очагов, о которых уважаемый Зириус высказался.
  • 0

#15 Гость_zirius_*

Гость_zirius_*
  • 0 Гости

Отправлено 13:22:31 - 15.09.2013

Возможно и вполне вероятно, что не все захотят пропробовать себя в чем-то подобном. Но, кроме желаний яхт и славы есть и другие желания, странные, но извинительные творческим людям. Мы, простые читатели, чудовищно инертны - нам подавай книги, фильмы и прочую культуру, хорошо знакомую и понятную, где каждый из нас готов не упасть лицом в грязь, говоря о возвышенном. Но им-то, им каково? Все было и давно перегорело, а новых переживаний духа что-то не видно. Я не буду уж вспоминать Гарун-Аль-Рашида, тфу на него, однако и в русской истории есть чему поучиться. Видные государственные и культурные деятели (и вообще аристократы в целом) рано или поздно приходят к мысли, что не в деньгах счастье. Иркутский губернатор Трескин (ХIХ в.), например, добился необыкновенных успехов у себя в области, но этого ему показалось мало, поэтому он переодевался мужиком, ходил по избам и вникал в крестьянский быт. И не один Трескин, развитая аристократия, пресыщенная материальными благами, вообще рано или поздно становится на путь анонимов-инкогнито, у Гоголя хоть почитайте - ревизорство подобным способом было широко распространено среди продвинутого дворянства. Теперь не 19 век, есть интернет, где реализовать скрытые обычно творческие наклонности легко и просто. Интернет есть, но, видимо, культурное дворянство пока еще не доросло до нужной кондиции.

Сообщение отредактировал zirius: 13:32:42 - 15.09.2013


#16 Wrundel

Wrundel

    Пена Поппера Ментол

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 286 сообщений

Отправлено 14:57:33 - 15.09.2013

Интернет есть, но, видимо, культурное дворянство пока еще не доросло до нужной кондиции.

Отсутствует сам предмет - дворянство. Потом уже отсутствует его составляющая - культурное дворянство. Вероятность возникновения культурного дворянства (того, что в крестьянские избы ходило и переодевалось в мужичьё) в России в самом начале появления дворянства - вряд ли это было бы явлено миру. Так как те, ставшие дворянами, жили не сильно-то далеко оторвавшись от простой русской жизни, от избы ещё не так далеко-то ушли. А в 19 веке, после онеметчивания быта и офранцуживания общения в своей среде, мона и переодеться интереса ради. Только не спасло это, и не изменило предкризисное состояние в стране это проявление интереса к утерянному быту русского народа . Гражданская война смела этот казус различий, выстроив все сословия в одну очередь за похлебкой и выдав карточки на хлеб. Да и стенка для всех стала означать один итог жизни.

Сообщение отредактировал Wrundel: 14:58:08 - 15.09.2013

  • 0

#17 Гость_zirius_*

Гость_zirius_*
  • 0 Гости

Отправлено 15:52:11 - 15.09.2013

Этак мы далеко уйдем, речь все же о феномене анонимности. Впрочем, завершая разговор о Трескине, скажу, что в избах он заглядывал в печь, и, если не находил там сваренного обеда для занятого на работе мужа, штрафовал потом недобросовестных супружниц. Так вот, об интернете. В старину интернета, повторюсь, не было, но были очень популярны маскарады. Сейчас, насколько я вижу, их нет в том самом, первозданном, аристократическом виде. Знать обожала общаться в масках и костюмах, действительно маскировавших личность. Пушкин придумал свою "Барышню-крестьянку" как раз на маскараде, и сам не заметил, как художественно изобразил сильнейшую тягу передовой культуры к анонимности. Поэтому вопрос остается - не может быть, чтобы не было в интернете таких мест, где бы они не тусовались инкогнито.

#18 Wrundel

Wrundel

    Пена Поппера Ментол

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 286 сообщений

Отправлено 19:42:51 - 15.09.2013

не может быть, чтобы не было в интернете таких мест, где бы они не тусовались инкогнито.

тогда в такое место путь закрыт или забаррикадирован слегка так. Что даже сами писатели туда попасть не могут.
  • 0

#19 Abver

Abver

    Вторая натура

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 3 207 сообщений

Отправлено 00:43:00 - 16.09.2013

Поэтому вопрос остается - не может быть, чтобы не было в интернете таких мест, где бы они не тусовались инкогнито.


Мало ли закрытых сеток в интернете. Там, видимо, и сидят. Хотя, возможно, и на открытых ресурсах сидят, если анонимно. Но вопрос времени - хватает ли на это времени с такой активной блого-жизнью?
  • 0

#20 rainchild

rainchild

    miste

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 576 сообщений

Отправлено 00:55:53 - 16.09.2013

Читаю последние посты Пилюлькина и вот что думаю.

Мне кажется, что в сети должны быть места, где люди известные, пусть писатели, могли бы делиться мыслями без оглядки на общественное мнение. Должны быть сайты, где простым смертным позволителен только режим ридонли, писатели же под угрозой бана не должны раскрывать свое инкогнито. Пусть говорят. Страх разоблачения после двух-трех постов свободного слова придаст общению нужный градус пикантности, к тому же, интересный всем, высокоинтеллектуальный контент привлечет толпы читающих. Я бы с такого сайта не вылезал, ей-богу. Может, кто что слышал, есть подобные места в инете?


Если известные люди общаются на каком-то ресурсе анонимно,как можно узнать о таком ресурсе,идентифицировать таких людей?Слухи в расчёт не берём,ведь наверняка интерес подразумевает достаточно определённое знание.Фэйков в сети навалом.
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей